ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 277 620010, г. Екатеринбург, ул. Бородина 2а, телефон: +7 (343) 258-58-32, 258-58-32, эл. адрес: mdou277@eduekb.ru ИНН 6679037731 КПП 667901001 ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБДОУ детского сада № 277 Протокол № 1 от 30.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детского сада № 277 ___________ Е.О. Мышкина Приказ № 79-од от 30.08.2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛОГОРИТМИКА» Направленность: социально-гуманитарная. Возраст участников: от 2 до 7 лет. Срок реализации - 2 года. Автор-составитель: Базерова Разина Расильевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 3 1.2. Цель и задачи программы ...................................................................................................... 5 1.3. Содержание программы ......................................................................................................... 6 1.4. Планируемые результаты .................................................................................................... 20 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ .................................................. 20 2.1. Календарный учебный график ............................................................................................ 20 2.2. Условия реализации программы ......................................................................................... 20 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..................................................... 21 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................................... 22 Приложение 1 .............................................................................................................................. 23 2 1. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика» социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствие с новыми требованиями в образовании, отраженных в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом. 8. Положение о платных образовательных услугах МБДОУ детского сада № 277. 9. Устав МБДОУ детского сада № 277. Направленность. Программа по логоритмике - полностью соответствует лексикограмматическому планированию занятий по развитию речи, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. Актуальность. Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды. В-третьих, качество работы 3 педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности в группах МБДОУ. Всё это побуждает совершенствовать педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями. Не все дети могут посещать специализированные логопедические дошкольные учреждения или сады. В условиях логопедического пункта мы не можем охватить коррекционной помощью всех нуждающихся, поэтому возникла необходимость в поиске дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких направлений стали кружковые занятия по «Логоритмике». Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Отличительные особенности программы, новизна. Уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей. Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности. 4 С этой целью была разработана Программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Адресат общеразвивающей программы. Воспитанники 2-7 лет. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Продолжительность одного академического часа – 1 год обучения 20 мин., 2 год обучения – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем программы 72 занятия. Срок освоения программы 2 года. Формы реализации программы групповая, подгрупповая, индивидуальная. Уровень сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Занятия проводятся с детьми по подгруппам (8-10 человек). Виды занятий: беседа, практическое занятие. Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Коррекционно-развивающие задачи: развивать речевое дыхание; развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата; развивать тонкие движения пальцев рук; развивать фонематическое восприятие; формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать грамматический строй и связную речь. Образовательные задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать пространственные представления; развивать переключаемость и координацию движений; развивать ритмическую выразительность; развивать воображение и ассоциативно-образное мышление; развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные задачи: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций. 5 1.3. Содержание программы Учебный тематический план. Первый год обучения (2-4 года) № п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 8 СЕНТЯБРЬ 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 Раздел Звук А-У-И. Дары сада. Фрукты Звук А-У-И. Прогулка в осенний лес. Грибы, ягоды Звук О. Осень в гости к нам пришла Звук О. До свидания, птицы 8 ОКТЯБРЬ 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 3 Раздел Звук А-У-И. У кошки новоселье. Домашние животные Звук Ы. Лесные звери. Дикие животные Звук Ы-И. Озорные друзья. Игры и игрушки Звук М. Поиграем в поезд 8 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 4 Раздел Звук В. Грустная сороконожка. Одежда. Обувь Звук Н. Этот разноцветный мир! Цвета Звук Ф. Зима. Зимние забавы Звук Ф-В. Мастерская 8 ДЕКАБРЬ 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 1 Раздел Звук А. Мой сад, моя группа Звук У. Непослушный мышонок. Звук А-У. Без друга в жизни туго Звук И. Подарки огорода. Овощи НОЯБРЬ 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3 4.4 6 Деда Мороза ЯНВАРЬ 5 Раздел Звук Ц. Город 5.1 мастеров. Народные ремёсла Звук А-У-И-О. 5.2 Водичка, водичка... Звук Б. Сказка «Три 5.3 медведя». Мебель Звук П. Посуда 5.4 8 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 открытое занятие 6 Раздел Звук П-Б. В гостях у сказки Звук Д . Волшебные друзья. Книги Звук Т. Армейская карусель. День защитника Отечества Звук Т-Д. Веселая масленица 8 ФЕВРАЛЬ 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 6.1 6.2 6.3 6.4 МАРТ 7 Раздел Звук Г. Маму поздравляем. Международный Женский день Звук К. Узнаем себя. Человек Звук Х. Мама, папа, я. Моя семья Звук К-Г. Москва любимый город 8 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 8 Раздел Звук К-Х. Дом, в котором мы живем Звук С. Путешествие в космос Звук З. Все профессии важны Звук Сь-Зь. Мы за солнышком идем 8 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 9 Раздел 9.1 Звук Ц. День победы Звук С-З. Весна9.2 красна 9.3 Звук С-З-Ц. 8 2 0,8 0,2 7,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 7.1 7.2 7.3 7.4 АПРЕЛЬ 8.1 8.2 8.3 8.4 МАЙ 7 9.4 Подводный мир Ах, лето, лето! 2 0,2 1,8 открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана 1. Раздел. 1.1. Звук А. Мой сад, моя группа Создать благоприятный эмоциональный фон, заложить основу для плодотворной, творческой работы с группой. Закреплять знания по теме. Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок. Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание. Развивать силу голоса в упражнениях и играх. 1.2 Звук У. Непослушный мышонок. Побуждать детей двигаться в разных ритмах (бег, прыжки). Учить детей менять движения в соответствии с изменением музыки. Понимать и употреблять в речи предлоги «перед» и «за», используя кинестетический метод. Активизировать слуховое внимание. Счёт «один много». Развивать у детей способность ощущать состояние мышечного напряжения и расслабления. Обучать детей длительному и целенаправленному выдоху. Развивать крупную и мелкую моторику. 1.3 Звук А-У. Без друга в жизни туго. Уточнить артикуляцию звуков А - У, пропевая сочетания из гласных звуков АУ. Выработка правильной осанки. Формировать умение строиться в шеренгу. Воспитание правильного речевого дыхания, умение произносить на одном выдох три гласных звука. 1.4 Звук И. Подарки огорода. Овощи. Развивать умение детей двигаться друг за другом «топающим» шагом. Тренировать произношение звукоподражаний громко и тихо. Обогащать словарь детей за счёт имён существительных, обозначающих названия овощей. Закреплять артикуляцию звука [И] в фонематических упражнениях. Употреблять в речи обобщающее слово «овощи». Продолжать формирование целенаправленного длительного выдоха. Упражнять детей в выполнении хороводных игровых движений по тексту. 2. Раздел. 2.1 Звук А-У-И. Дары сада. Фрукты. Стимулировать эмоциональное восприятие веселого приветствия детей. Выработка правильной осанки, навыков движения в колонне, развитие слухового внимания. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ]. 2.2 Звук А-У-И. Прогулка в осенний лес. Грибы, ягоды. Учить детей двигаться в соответствии с музыкой. Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ]. Учить детей ориентироваться в пространстве, понимать значения слов «впереди», «сзади». Развивать длительный и целенаправленный ротовой выдох. Активизировать слуховое внимание. Развивать умение чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления. 2.3 Звук О. Осень в гости к нам пришла. Учить детей менять движения в соответствии с изменением музыки. Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука. Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата. Тренировать у детей способность ориентироваться в пространстве. Учить детей целенаправленному длительному выдоху. Развивать способность различать ощущения мышечного напряжения и расслабления. 2.4 Звук О. До свидания, птицы. 8 Уточнить артикуляцию звуков [А - О - У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ]. Выработка правильной осанки. Формировать умение строиться в шеренгу. Воспитание правильного речевого дыхания, умение произносить на одном выдохе три гласных звука. Обогащать словарь детей за счёт имён существительных, обозначающих названия птиц. Употреблять в речи обобщающее слово «птицы». 3. Раздел. 3.1 Звук А-У-И. У кошки новоселье. Домашние животные. Уточнять артикуляцию звуков [А - О - У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ]. Активизировать слуховое внимание. Развивать динамический слух: «быстро - медленно». Учить детей изменять движения в соответствии с изменением музыки. Развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе несколько слогов. Активизация внимания, развитие фонематического восприятия (игра «Угадай, кто говорит»). 3.2 Звук Ы. Лесные звери. Дикие животные. Уточнять артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании. Развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе несколько слогов. Тренировать умение детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Учить детей выполнять артикуляционные упражнения под счёт. Активизация внимания, развитие фонематического восприятия (игра «Угадай, что звучит»). 3.3 Звук Ы-И. Озорные друзья. Игры и игрушки. Расширять словарь детей за счёт слов «быстро», «медленно», «тихо», «громко». Активизировать слуховое внимание. Обучать правильному дыханию. Воспитывать чувство ритма, умение передавать в движении простой ритмический рисунок. Следить за осанкой. Развивать динамический слух: «быстро - медленно», «тихо - громко». 3.4 Звук М. Поиграем в поезд. Активизировать употребление в речи имён существительных, обозначающих названия транспорта. Развивать динамический слух детей. Тренировать умение двигаться в соответствии с динамикой и настроением музыки. Уточнять артикуляцию звуков [м - м'] и закрепить их чистое произношение в речевых играх. 4. Раздел. 4.1 Звук В. Грустная сороконожка. Одежда. Обувь. Формировать правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов. Учить детей двигаться в соответствии с ритмом, темпом и характером музыки. Активизировать слуховое внимание детей, учить понимать значения наречий «быстро», «медленно», учить воспроизводить движения в заданном темпе. Формировать физиологическое и речевое дыхание. 4.2 Звук Н. Этот разноцветный мир! Цвета. Учить детей ориентироваться в пространстве, различать значения слов «вверху», «внизу». Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках. Активизировать ощущение напряжения и расслабления мышц. Профилактика плоскостопия. Учить детей выполнять артикуляционные упражнения под счёт. Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла. 4.3 Звук Ф. Зима. Зимние забавы. Учить детей ориентироваться в пространстве, различать значения слов «вверху», «внизу». Активизировать ощущение напряжения и расслабления мышц. Профилактика плоскостопия. Учить детей выполнять артикуляционные упражнения под счёт. Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла. 4.4 Звук Ф-В. Мастерская Деда Мороза. Обогащать активный словарь за счёт названий ёлочных игрушек, новогодних игр. Тренировать способность ориентироваться в пространстве, понимать слова «вперёд», «назад», «вправо», «влево». Развивать речевое дыхание, умение произносить на одном 9 выдохе несколько слов. Выработка умения говорить под маршевый шаг. Воспитание умеренного темпа речи. 5. Раздел. 5.1 Звук Ц. Город мастеров. Народные ремёсла. Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных на лексическом материале по теме «Народные ремесла». Закреплять умение сочетать речь с движениями. Активизировать слуховое внимание, развивать фонематическое восприятие - выделение в потоке звуков заданного звука. Правильное произношение звука Ц. 5.2 Звук А-У-И-О. Водичка, водичка... Развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе несколько слов. Вырабатывать правильную осанку, умение самостоятельно строиться в колонну. Развивать слуховое внимание, зрительную память. 5.3 Звук Б. Сказка «Три медведя». Мебель. Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков. Развитие умения отхлопывать ритм по схеме. Выработка умения выполнять мимические упражнения под музыку. Выработка умения согласовывать существительные с местоимениями. Развитие речевого дыхания (чередование длительного плавного и сильного целенаправленного выдоха). 5.4 Звук П. Посуда. Расширять словарь за счёт существительных, обозначающих названия посуды. Развивать просодические элементы речи, звукоподражание высоким и низким голосом. Закреплять умение понимать и употреблять в речи предлоги «у», «около», наречия «справа», «слева». Побуждать детей отражать содержание потешки в движении. Стимулировать развитие звуковысотного восприятия. Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой. 6. Раздел. 6.1 Звук П-Б. В гостях у сказки. Закреплять навыки выполнять движения в соответствии с изменением музыки. Обогащать словарь за счёт имён существительных, обозначающих названия видов транспорта. Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру. Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх. Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений 6.2 Звук Д. Волшебные друзья. Книги. Разучивание потешки с отхлопыванием слов по слогам. Активизация слухового внимания. Развитие фонематического восприятия – выработка умения подбирать рифму, к слову. Выработка умения образовывать формы множественного числа имён существительных. Регуляция мышечного тонуса мышц рук (флажки). Закрепить правильную артикуляцию звука [Д], учить детей пропевать прямые и обратные слоги. 6.3 Звук Т. Армейская карусель. День защитника Отечества. Уточнять артикуляцию звука [Т], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх. Совершенствовать умение двигаться в соответствии с музыкой. Развивать умение ощущать мышечное напряжение и расслабление. Выполнять мимические упражнения под музыку. Развивать умение образовывать уменьшительно ласкательные формы слова. 6.4 Звук Т-Д. Веселая масленица. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т-Д] в речевых и оздоровительных играх. Учить детей передавать вопросительную и повествовательную интонацию. Вырабатывать умение сочетать речь с движениями и выполнять коллективное действие. Выполнять мимические упражнения. Выполнять артикуляционные упражнения под счёт. 7. Раздел. 7.1 Звук Г. Маму поздравляем. Международный Женский день. 10 Обогащать словарь за счёт имён существительных, обозначающих членов семьи. Развивать умение ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять в речи наречия «вперёд», «назад», «справа», «слева». Тренировать умение выполнять движения в соответствии с речевыми командами. Развивать умение детей подстраивать движения к изменениям музыки. Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков. 7.2 Звук К. Узнаем себя. Человек. Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх. Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру. 7.3 Звук Х. Мама, папа, я. Моя семья. Тренировать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. Развивать умение координировать речь с движениями, выполняемыми в различном темпе. Активизация слухового внимания. Развитие фонематического восприятия - различение на слух слога, отличающегося от остальных, воспроизведение различных слоговых сочетаний. 7.4 Звук К-Г. Москва - любимый город. Побуждать детей двигаться в разных ритмах (бег, прыжки). Учить детей менять движения в соответствии с изменением музыки. Понимать и употреблять в речи предлоги «перед» и «за», используя кинестетический метод. Активизировать слуховое внимание. Счёт «один много». Развивать у детей способность ощущать состояние мышечного напряжения и расслабления. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре. 8. Раздел. 8.1 Звук К-Х. Дом, в котором мы живем. Различать твёрдое и мягкое звучание слов: «динь», «дон». Воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании. Выработка сильной длительной воздушной струи на выдохе ртом. Выработка умения говорить в такт шагам. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках. 8.2 Звук С. Путешествие в космос. Тренировать умение ходьбы по залу с остановкой по сигналу. Тренировать умение согласовывать существительные со словом много. Развитие фонематического восприятия - различение на слух слога, отличающегося от остальных. Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх. 8.3 Звук З. Все профессии важны. Тренировать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. Развивать умение координировать речь с движениями, выполняемыми в различном темпе. Активизация слухового внимания. Развитие фонематического восприятия - различение на слух слога, отличающегося от остальных, воспроизведение различных слоговых сочетаний. Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках. 8.4 Звук Сь-Зь. Мы за солнышком идем. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику. Воспитывать правильное речевое дыхание. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. 9 Раздел. 9.1 Звук Ц. День победы. Обогащать словарь за счёт имён существительных, обозначающих названия цветов. Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевании чистоговорок слоговых рядов с этим звуком. Развить чувство ритма (воспроизведение ритмического рисунка). Активизировать слуховое внимание. Развивать фонематическое восприятие - различение на слух согласных звуков. Развивать тембр голоса, речевое дыхание. Развивать умение менять 11 темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения. Развивать слуховое внимание. 9.2 Звук С-З. Весна-красна. Обогащать словарь за счёт имён прилагательных, обозначающих признаки весны. Закрепить правильное произношение звука [Ц] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках. Закреплять умение согласовывать существительное с местоимением. Закреплять умение ощущать мышечное напряжение и расслабление. Активизировать слуховое внимание. Развивать фонематическое восприятие - выделять в звуковом потоке гласный звук. 9.3 Звук С-З-Ц. Подводный мир. Регуляция мышечного тонуса мышц рук. Учить детей дифференцировать звуки [С -З - Ц] в речевых играх, логопедических распевках. Развитие слухового внимания (определение направления источника звука). Развитие ориентации в пространстве. Воспитание чувства ритма, умение передать в движении простой ритмический рисунок. 9.4 Ах, лето, лето! Закреплять умения бегать легко и стремительно, вырабатывать выдержку. Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Развивать звуковысотный и динамический слух. Воспитывать чувство ритма, умение передавать ритмический рисунок по памяти (в движении и с помощью звукоподражания). Учебный тематический план. Второй год обучения (5-7 лет) № п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 Название раздела, темы 1 Раздел Звук А. Наш любимый детский сад Звук У. Жили у бабуси. О правилах поведения Звук А-У. Антошка, Антошка. Без друга в жизни туго Звук И. Осенние краски. Растительный мир 2 Раздел Звук А-У-И. Уголок природы. Комнатные растения Звук А-У-О-И. Улетают, улетели. Птицы Звук Ы. Дед Егор зовёт во двор. Домашние животные Звук Ы-И. В гости к зверям. Дикие Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 8 СЕНТЯБРЬ 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 8 ОКТЯБРЬ 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 12 животные НОЯБРЬ 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3 4.4 3 Раздел Звук М-мь. Сарафан надела осень Звук В. Кто в домике живёт? Игры и игрушки Звук Ф. Узнаём себя. Человек. Части тела. Звук В-Ф. Слышим, видим, ощущаем. Органы чувств. 4 Раздел Звук Н. Хлеб всему голова Звук М-Н. Наше меню. Продукты питания Звук Б-П. Фея зима Звук Д-Т. Путешествие в новогоднюю сказку 8 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 8 ДЕКАБРЬ 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение Зима. 2 Зимние забавы 0,2 1,8 наблюдение 0,2 1,8 наблюдение 2 ЯНВАРЬ 5.1 5.2 5.3 5.4 6.1 6.2 6.3 6.4 5 Раздел Звук П. В гостях у снеговика Звук Г. В доме моём. Дом, в котором мы живём Звук Х. Путешествие по старому дому. Мебель Звук К-Г-Х. У нас в гостях инопланетяне. Посуда 8 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 открытое занятие 6 Раздел Звук С. Город мастеров. Народные ремёсла Звук З. Наши верные друзья. Книги Звук Ц. Три богатыря. День Защитника Отечества Звук С-З-Ц. Проводы зимы. Масленица 8 ФЕВРАЛЬ 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 0,8 7,2 МАРТ 7 Раздел 8 13 7.1 7.2 7.3 7.4 Звук Сь-Зь. Маму поздравляем. Международный Женский день Звук Ш. Кто живёт в проводах. Электричество. Звук Ж. Тик - так ходики. Время Звук Ш-Ж. Мы едем, едем, едем. Транспорт. 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение АПРЕЛЬ 8.1 8.2 8.3 8.4 8 Раздел Звук Ч-Щ. Скоро в школу Звук С-Ш. Волшебный полёт. Космос Звук З-Ж. Откуда берутся вещи? Профессии Звук Л. Песенка весенних минут 8 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 9 Раздел Звук Р. Мы шагаем как солдаты. День победы Звук Р-Л. Почему бабочки летают? Насекомые Звук Ч-Ть В траве сидел кузнечик. Насекомые Звук Рь-Ль. Дед мороз и лето ИТОГО 8 0,8 7,2 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 наблюдение 2 0,2 1,8 открытое занятие 72 9,8 64.8 МАЙ 9.1 9.2 9.3 9.4 Содержание учебного (тематического) плана 1. Раздел 1.1 Звук А. Наш любимый детский сад. Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности. Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями. Развивать слуховое внимание. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Воспитывать мотивацию к познанию нового. Учить выделению начального ударного гласного, четкому произнесению звука А. 1.2 Звук У. Жили у бабуси. О правилах поведения. Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания. Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АУ], [УА]. Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца. Развивать координации 14 движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Воспитывать у детей привычку к здоровому питанию, образу жизни. Учить выделению начального ударного гласного, четкому произнесению звука У. 1.3 Звук А-У. Антошка, Антошка. Без друга в жизни туго. Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца. Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах. Обучить чёткому произношению и сопоставлению звуков А, У, выделению ударных и безударных звуков А, У в начале слова. 1.4 Звук И. Осенние краски. Растительный мир. Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень». Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание. Развивать силу голоса в упражнениях и играх. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Обучить чёткому произношению звука И, анализу звукового ряда из двух, трёх звуков. 2. Раздел 2.1 Звук А-У-И. Уголок природы. Комнатные растения. Закрепить знания детей о сезонных работах на огороде. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах. Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах. Воспитывать у детей любовь к природе. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе. Обучить чёткому произношению звука О, анализу звукового ряда из двух, трёх звуков. 2.2 Звук А-У-О-И. Улетают, улетели. Птицы. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Воспитывать у детей любовь к природе. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе. 2.3 Звук Ы. Дед Егор зовёт во двор. Домашние животные. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. 2.4 Звук Ы-И. В гости к зверям. Дикие животные. Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений. Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста. Обучить чёткому произношению звука Ы, анализу слогов без сочетания согласных звуков. 3. Раздел 3.1 Звук М-мь. Сарафан надела осень. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику. Воспитывать правильное речевое дыхание. Развивать мелодикоинтонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев. Закрепить правильное произношение и различение различных звуков. 3.2 Звук В. Кто в домике живёт? Игры и игрушки. 15 Закрепить умение использовать в речи простые предлоги. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. Закрепить правильное произношение и различение звуков М-Мь. 3.3 Звук Ф. Узнаём себя. Человек. Части тела. Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. Закрепить правильное произношение звука В. 3.4 Звук В-Ф. Слышим, видим, ощущаем. Органы чувств. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Закрепить правильное произношение звука Ф. 4. Раздел 4.1 Звук Н. Хлеб всему голова. Расширить знания детей по теме. Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений. Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Закрепить правильное произношение звука Н. 4.2 Звук М-Н. Наше меню. Продукты питания. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Закрепить правильное произношение и различение звуков М-Н. 4.3 Звук Б-П. Фея Зима. Зимние забавы. Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа. Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах. Закрепить правильное произношение и различение звуков Б-П. 4.4 Звук Д-Т. Путешествие в новогоднюю сказку. Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Закрепить правильное произношение и различение звуков Т-Д. 5. Раздел 5.1 Звук П. В гостях у снеговика. 16 Закрепить правильное произношение звука П. Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных на лексическом материале по теме «Признаки зимы». Закреплять умение сочетать речь с движениями. Обучать слышать изменения в музыке и переключаться на другое движение. Обучать умению самомассажа. Активизировать слуховое внимание на речевом материале. Выработка длительного, плавного выдоха через нос. 5.2 Звук Г. В доме моём. Дом, в котором мы живём. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Закрепить правильное произношение звука К. 5.3 Звук Х. Путешествие по старому дому. Мебель. Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки. Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Воспитывать трудолюбие. Закрепить правильное произношение звука Г. 5.4 Звук К-Г-Х. У нас в гостях инопланетяне. Посуда. Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Закрепить правильное произношение звука Х. 6. Раздел 6.1 Звук С. Город мастеров. Народные ремёсла. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Закрепить правильное произношение и различение звуков К-Г-Х. 6.2 Звук З. Наши верные друзья. Книги. Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Закрепить правильное произношение звука З. 6.3 Звук Ц. Три богатыря. День Защитника Отечества. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию. Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к 17 Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее культуре. Закрепить правильное произношение звука Ц. 6.4 Звук С-З-Ц. Проводы зимы. Масленица. Закрепить знания детей по теме. Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. Закрепить правильное произношение и различение звуков С-З-Ц. 7. Раздел 7.1 Звук Сь-Зь. Маму поздравляем. Международный Женский день. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах. Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим. 7.2 Звук Ш. Кто живёт в проводах. Электричество. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. Закрепить правильное произношение и различение звуков Ш-Ж . 7.3 Звук Ж. Тик - так ходики. Время. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе. 7.4 Звук Ш-Ж. Мы едем, едем, едем. Транспорт. Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Закрепить правильное произношение и различение звуков Ж-Ш. 8. Раздел 8.1 Звук Ч-Щ. Скоро в школу. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений. Формировать умеренный темп речи, 18 силу и модуляцию голоса. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. Закрепить правильное произношение и различение звуков Ч-Щ. 8.2 Звук С-Ш. Волшебный полёт. Космос. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. 8.3 Звук З-Ж. Откуда берутся вещи? Профессии. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. 8.4 Звук Л. Песенка весенних минут. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику. Воспитывать правильное речевое дыхание. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Закрепить правильное произношение звука Л. 9. Раздел 9.1 Звук Р. Мы шагаем как солдаты. День победы. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала. 9.2 Звук Р-Л. Почему бабочки летают? Насекомые. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Закрепить правильное произношение и различение звуков Л-Р 9.3 Звук Ч-Ть В траве сидел кузнечик. Насекомые. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Закреплять умение согласовывать движения со словами. 9.4 Звук Рь-Ль. Дед мороз и лето. 19 1.4. Планируемые результаты Сформированность знаний по лексическим темам. Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения). Улучшение результатов диагностик развития речи. Воспитание бережного отношения к природе, животным. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Период обучения Дата начала обучения по программе 1 полугодие 02 сентября Дата окончания обучения по программе 28 декабря 2 полугодие 08 января 30 мая Всего учебных недель Количество учебных часов 17 34 21 38 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, соответствующая росту и возрасту детей мебель. Записи фонограмм детских песен, классических произведений на аудиокассетах и компакт-дисках. Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально ритмических упражнений. Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов. Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки, колокольчики, металлофоны. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 20 Методические материалы: информационная и справочная литература. Методическая литература. Наглядные пособия. Фонограммы песен: Муз. Б. Карамышева «Русский лирический» «Кузнечик» «песня о кузнечике» на муз. В. Шаинского «Большой олень» И. Мазнин, А. Фомина «Песенка о лете» Е. Крылатов, «На крутом бережку» Б. Савельева, А. Хайт, из мультфильма «Приключения кота Леопольда», «Голубой вагон» В. Шаинский, «Песня Муренки» М. Пляцковский, Ю. Антонов, «Песня Водяного» М. Дунаевский, «Танец утят» французская народная песня, «От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский, «Я танцую» В. Дашкевич, Ю. Михайлов», «Тик-так» З. Петров, А. Островский, «Старый жук» из кинофильма «Золушка», «Бременские музыканты» Г. Гладков, Ю. Энтин, «Лукоморья» А. Пушкин. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Входной контроль проводится в сентябре (по окончанию набора воспитанников в группу). Промежуточный контроль проводится с целью изучения динамики освоения предметного содержания воспитанниками, личностного развития, взаимоотношений в коллективе в форме экспресс-выставки. Формы контроля: Приложение 1. Итоговая аттестация проводится в форме открытого занятия. 21 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006. 2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2010. 3. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009. 4. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD.- СПб, 2012. 5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб, 2010. 6. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 2-4лет. М., 2005. 7. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. М., 2005. 8. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2004. 9. Кныш В.А. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. – Минск, 2009. 10. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград, 2012. 11. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 2002. 12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005. 13. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей. 14. Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей. Авторсоставитель Клезович О.В. –Мн., 2005. 15. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001. 16. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н. Арсеневская. - Волгоград, 2013. 17. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М., 2003. 18. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. – М., 2013. 19. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014. 20. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М., 2014. 21. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. – М., 2014. 22. Цвынтарный В.В. Пальчиками играем – речь развиваем. - СПб, 2002. 23. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М., 2007 22 Приложение 1 Диагностика неречевых психических функций (по Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломахе) Критерии: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) - впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1. й элемент: - - .. – 2. й элемент: - .. - 3. й элемент: - - ... 4. й элемент: ... - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить иоценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкоймоторики. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами - коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильновыполненную фигуру. 1. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 2. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. Переключение от одного движения к другому. 1. «Игра на рояле» (пальцы 1 - 5, 2 - 4, 5 - 1, 4 - 2, 1 - 2 - 3- 4 - 5, 5 - 4 - 3 - 2 - 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. 2. Игра «Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. 3. Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука - кулак, далее - наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания - 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу: Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах) Восприятие и ОриентироваФамилия, имя Слуховое Состояние обще № п/п воспроизведение ние в ребенка внимание моторики ритма пространстве 1 2 23