ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 277 620010, г. Екатеринбург, ул. Бородина 2а, телефон: +7 (343) 258-58-32, 258-58-32, эл. адрес: mdou277@eduekb.ru ИНН 6679037731 КПП 667901001 ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБДОУ детского сада № 277 Протокол № 1 от 30.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детского сада № 277 ___________ Е.О. Мышкина Приказ № 79-од от 30.08.2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГОРОД МАСТЕРОВ» Направленность: художественная. Возраст участников: от 3 до 7 лет. Срок реализации - 2 года. Автор-составитель: Свалова Елена Игоревна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................................................ 3 1.1. Пояснительная записка ........................................................................................................................ 3 1.2. Цель и задачи программы.................................................................................................................... 4 1.3. Содержание программы ...................................................................................................................... 5 1.4. Планируемые результаты .................................................................................................................. 30 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ................................................................ 30 2.1. Календарный учебный график .......................................................................................................... 30 2.2. Условия реализации программы ....................................................................................................... 31 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................................... 33 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................................... 34 2 1. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» художественной направленности, разработана в соответствие с новыми требованиями в образовании, отраженных в следующих документах: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом. 8. Положение о платных образовательных услугах МБДОУ детского сада № 277. 9. Устав МБДОУ детского сада № 277. Направленность. Программа направлена на развитие изобразительных способностей и художественного вкуса дошкольников, логики, эстетического восприятия окружающей действительности, на развитие мелкой моторики рук, воображения и креативности, способствуют формированию пространственного воображения, появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при работе с предлагаемыми материалами; стимулирует их творческую активность нетрадиционными средствами искусства и охватывает несколько видов продуктивной художественной деятельности. Актуальность обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств художественно – эстетического, социально – нравственного развития детей дошкольного возраста, именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, эмоционально-избирательной памятью, обострённым чувственным восприятием, неисчерпаемыми возможностями в формировании и совершенствовании уникальных детских способностей. Каждый дошкольник представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления 3 творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, открывающая большие возможности выражения детских фантазий, желаний и самовыражению в целом, в процессе которого создается что-то красивое, необычное, новое для ребенка. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Формирование эстетического отношения к миру целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребенок гармонично «слит» с природой, тонко чувствует свою «родственность» всему окружающему, открыт для осмысленного принятия «правил отношения с миром» (Б.Т. Лихачев) и активно ищет свое место в нем (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина). Именно в дошкольном детстве эстетическое освоение окружающего пространства – природного и социального – осуществляется через эмпатию, одухотворение, эстетическую рефлексию. Отличительные особенности программы, новизна. Новизна Программы состоит в создании ситуации успеха для каждого ребенка на каждом занятии при освоении любой изобразительной темы, так как отсутствие образцов, определенных правил и границ в изображении предметов окружающего мира дает ребенку возможность получить свой уникальный изобразительный продукт. У ребенка нет боязни, сделать что-то неправильно, не так, появляется возможность преодолеть технические трудности рисования. При проведении занятий используется поисково- исследовательский метод, что позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, используя нетрадиционные способы изображения. Тематический литературный, музыкальный материал в сочетании с творческой игровой деятельностью делают занятия доступными, содержательными и познавательными. Нетрадиционный подход в рисовании, использование нестандартного использования материалов, сочетание различных приемов дает огромный толчок к развитию творчества детей. Адресат общеразвивающей программы. Воспитанники 3-7 лет. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Продолжительность одного академического часа – 1 год обучения 20 мин., 2 год обучения – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем программы 72 занятия. Срок освоения программы 2 года. Формы реализации программы групповая, подгрупповая, индивидуальная. Уровень сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Занятия проводятся с детьми по подгруппам (10-12 человек). Виды занятий: беседа, практическое занятие. Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, выставка, диагностическое занятие, портфолио. 1.2. Цель и задачи программы Цель: развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира, фантазии, креативного мышления и художественных способностей детей нетрадиционными средствами изобразительной деятельности. 4 Задачи: Обучающие: 1. Знакомить с универсальным «языком» искусства - средствами художественно – образной выразительности. 2. Стимулировать освоение различных нетрадиционных изобразительных техник и средств выразительности. 3. Формировать умения воплощать замысел, пользуясь нетрадиционными средствами выразительности и разными материалами. 4. Обучать использовать технические умения и навыки в новых условиях и самостоятельной творческой деятельности. Развивающие: 1. Стимулировать формирование образных представлений, ярких положительных эмоций у детей в процессе творческого взаимодействия и совместной художественной деятельности со взрослыми и сверстниками. 2. Стимулировать развитие интереса к экспериментированию с изобразительными материалами и инструментами. 3. Обогащать сенсорный опыт, как основы поисково-исследовательской деятельности. 4. Развивать ассоциативное мышление, творческую интуиции и воображение. 5. Развивать способность чувствовать характер, настроение и изменчивость объектов и явлений окружающего мира, выражать свое отношение к ним в работе. 6. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками при создании коллективных творческих работ. 7. Обеспечивать удовлетворение потребности детей в самовыражении. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности, художественный вкус и чувство гармонии. 2. Воспитывать культуру творческой деятельности. 3. Воспитывать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. 1.3. Содержание программы Учебный тематический план. Первый год обучения (3-4 года) 2. Модуль «ОчУмелые ручки» 2 полугодие 1.1. 1.2. 1.3. Модуль «Дуэт: природа и человек» (3-4 года) Раздел «Разноцветный мир» Раздел «Необычное в обычном» Раздел «Вдохновение» 1. 1 полугодие Название раздела, темы 2 полугодие № п/п 1 полугодие Количество часов Теория Практика 72 ч. 1 0 31 38 24 ч. 24 ч. 24 ч. 5 0 0 0 0 0 19 12 0 0 12 24 72 ч. 1 0 34 38 Всег о 5 Формы аттестации/ контроля Пед. наблюдение Выставка Диагностиче кое занятие Портфолио Пед. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. (5-7 лет) Раздел «Я по радуге иду» Раздел «Новая жизнь привычным вещам» «Пластилиновое чудо» «Коллаж с улыбкой» 17 ч. 38 ч. 1 0 0 0 16 15 0 23 4 ч. 13 ч. 0 0 0 0 0 0 4 13 наблюдение Выставка Диагностиче с кое занятие Портфолио КолМесто Месяц во Тема занятия Форма контроля проведения часов Модуль «Дуэт: природа и человек» (3-4 года) Раздел «Разноцветный мир» 1 Сентябрь Вводное 1 Говорящие цвета Групповая Прием «Вопросзанятие комната ответ» 2 Творческая 1 Волшебное Групповая Выставка мастерская превращение листьев 3 Творческая 1 Сочная кукурузка Групповая Выставка мастерская комната 4 Занятие 1 Осень все Групповая Выставка путешестви раскрасила в комната е желтое да в красное 5 Занятие1 Упрямый Групповая Выставка игра пластилин комната 6 Творческая 2 Пестрая лужайка Групповая Выставка лаборатория комната 7 Творческая 1 Корзинка Групповая Портфолио мастерская комната 1 Октябрь Творческая 1 Осень Групповая Педагогическое мастерская комната наблюдение 2 Творческая 1 Узорные зонтики Групповая Педагогическое мастерская комната наблюдение 3 Творческая 1 Необычное в Групповая Выставка лаборатория обычном комната 4 Творческая 1 Яблонька Групповая Выставка мастерская комната 5 Занятие1 Березовая роща Групповая Выставка путешестви комната е 6 Творческая 1 Ветка рябины Групповая Выставка мастерская комната 7 Занятие1 Овощной салат Групповая Диагностическое игра комната занятие 8 Творческая 1 Линия на прогулке Групповая Портфолио мастерская комната 1 Ноябрь Творческая 1 Фигурка из Групповая Выставка мастерская ладошки комната 2 Занятие1 СолнышкоГрупповая Выставка № п/п Форма занятия 6 игра Творческая 1 мастерская 4 Творческая 1 мастерская Раздел «Необычное в обычном» 5 Ноябрь Творческая 1 лаборатория 6 Творческая 1 мастерская 7 Творческая 1 мастерская 8 Творческая 1 мастерская 1 Декабрь Творческая 1 мастерская 2 Занятие 1 путешестви е 3 Занятие1 игра 4 Творческая 1 мастерская 5 Творческая 1 мастерская 3 6 Творческая мастерская 1 7 Занятие путешестви е Творческая лаборатория Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая лаборатория Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Занятие- 1 8 1 Январь 2 3 4 1 2 3 4 Февраль 1 2 1 2 колоколнышко Красногрудый снегирь Русская березка комната Групповая комната Групповая комната Необычный компот Снеговик Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Праздничный букет для мамы Солнечные зайчики Соленые фантазии Каменный цветок Елки водят хоровод Снежинки на окне Зимушка аукает, мохнатый лес баюкает Зайка беленький сидит и ушами шевелит Открытка для Деда Мороза Угощение для зверей Рождественская ночь Необыкновенная ваза Солнечные блики 2 Волшебная мандала Чудесная мозаика 1 Бабочка-паспарту 1 Валентинка 1 У кота ли у кота… 1 7 Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка Портфолио Выставка Выставка Групповая комната Групповая комната Групповая комната Выставка Групповая комната Выставка Групповая комната Выставка Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая Портфолио Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка Портфолио Выставка Выставка Выставка Выставка игра Раздел «Вдохновение» 5 Творческая мастерская 6 Творческая мастерская 1 Март Творческая мастерская 2 Творческая лаборатория 3 Творческая мастерская 4 Творческая мастерская 5 Занятиеигра 6 Занятие путешестви е 1 Апрель Творческая мастерская 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 Май комната 2 1 1 1 1 2 1 2 2 Творческая мастерская Творческая мастерская 1 Творческая лаборатория Творческая мастерская Занятиеигра Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая лаборатория Творческая лаборатория Занятие путешестви е Занятиевыставка с родителями 1 1 Украшение посуды Обновляем интерьер Танцы волшебных нитей Подснежники Ласточка с весною в гости к нам летит Весенняя веточка Паучок на паутинке Морское дно Хохотал, хохотал пузырь, да и лопнул… Космические дали Волшебное превращение гусеницы Сирень 1 Весеннее настроение Волшебные живые облака Удивительный цветок Радуга-дуга 2 Самолеты и танки 1 Цветочные узоры 2 Кофейный медвежонок Встречаем лето желтым цветом 1 1 1 1 1 Посещение выставки детских работ 8 Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Выставка Портфолио Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка Портфолио Групповая комната Выставка Групповая комната Групповая комната Выставка Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Выставка Групповая комната Выставка Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Портфолио Выставка Выставка Диагностическое занятие Выставка Выставка Портфолио Модуль «ОчУмелые ручки» (5-7 лет) Раздел «Я по радуге иду…» 1 Сентябрь Вводное 1 Как карандаши занятие подружились 2 Творческая 1 Наши руки не для мастерская скуки 3 Творческая 2 Фантазии из мастерская цветных ладошек 4 Занятие 1 Путешествие в путешестви красное е королевство 5 Занятие 1 Путешествие в путешестви оранжевое е королевство 6 Занятие 2 Путешествие в путешестви желтое е королевство 7 Занятие 1 Путешествие в путешестви зеленое е королевство 1 Октябрь Занятие 1 Путешествие в путешестви голубое е королевство 2 Занятие 1 Путешествие в путешестви синее королевство е 3 Занятие 1 Путешествие в путешестви фиолетовое е королевство 4 Творческая 1 Вальс осенних мастерская листьев 5 Творческая 1 Воробей и осень мастерская 6 Творческая 1 Жених и невеста мастерская 7 Творческая 1 Солнечная деревня мастерская 8 Творческая 1 Живой натюрморт мастерская 1 Ноябрь Занятие1 Зайкин огород игра Раздел «Новая жизнь привычным вещам» 2 Творческая 1 Линия на прогулке мастерская 3 Занятие2 Домик с трубой, и игра сказочник дым 4 Творческая 1 Одеялочко мастерская шелково 5 Творческая 1 Портрет милой 9 Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Прием «Вопросответ» Выставка Групповая комната Выставка Групповая комната Выставка Групповая комната Портфолио Групповая комната Педагогическое наблюдение Групповая комната Педагогическое наблюдение Групповая комната Выставка Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Выставка Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая Выставка Выставка Выставка Выставка Диагностическое занятие Портфолио Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка 6 1 Декабрь 2 3 4 5 6 7 1 Январь 2 3 4 1 Февраль 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 Март мастерская Творческая мастерская Творческая лаборатория Творческая мастерская Творческая мастерская Занятиеигра Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая лаборатория Творческая мастерская Занятиепутешестви е Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая лаборатория Творческая мастерская Занятиеигра Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая лаборатория Творческая мастерская Творческая мастерская 1 мамочки моей Кормушка для птиц Розовый фламинго 1 Рамка для фото 1 Новая жизнь привычным вещам Новогодние игрушки Украшение к празднику Мешок с подарками Новый год к нам идет Узоры деда Мороза Праздничный салют Животные жарких стран 1 1 2 1 1 2 1 2 1 1 Пушистый натюрморт Кот Федот 1 Какие разные деревья Красивые светильники Цветное панно 2 В сказочном замке 1 Зима недаром злится – прошла ее пора… Цветные бабочки 2 1 1 1 Салфетки для мамы Веселые шарики 1 Спелый виноград 2 Чудо астры 1 10 комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Портфолио Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка Портфолио Выставка Выставка Выставка Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Портфолио Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка Портфолио Выставка Выставка Выставка Выставка Творческая лаборатория 7 Творческая мастерская 1 Апрель Творческая мастерская Раздел «Пластилиновое чудо» 2 Творческая мастерская 3 Творческая мастерская Раздел «Коллаж с улыбкой» 4 Творческая мастерская 5 Занятиеигра 1 Май Творческая лаборатория 2 Творческая мастерская 3 Творческая мастерская 4 Творческая мастерская 5 Занятиеигра 6 Творческая мастерская 7 Итоговое занятие с родителями 6 1 Волшебница вода 1 Маки на воде 1 Артисты цирка 2 Путешествие Умки к звездам Букашки на ромашке Групповая комната Групповая комната Выставка 2 Зайка на лужайке 1 Фото на память 1 Дерево – символ Отчизны Разноцветный мир Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Групповая комната Педагогическое наблюдение Портфолио 1 Пестрокрылая бабочка Матрешка в платье новом Дерево купается в воде Весеннее пробуждение Царевна - Лебедь 2 2 1 1 1 1 Групповая комната Групповая комната Групповая комната Выставка Портфолио Выставка Выставка Выставка Выставка Диагностическое занятие Выставка Выставка Выставка Портфолио Содержание учебного (тематического) плана Модуль «Дуэт: природа и человек» (3-4 года) На данном этапе стоит задача учить сочетать в рисунке разные приемы изображения – пальчиковая живопись, монотипия, кляксография и др. Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о природе, природных и общественных явлениях. 11 Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года). Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе, объединять разные способы изображения). Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, тесто), инструментами (кисть, карандаши, ножницы), изобразительными техниками. Тема Содержание Раздел «Разноцветный мир» «Говорящие Ознакомление с правилами техники цвета» безопасности. Развивать цветовосприятие, воспитывать внимательное, вдумчивое, отношение к цвету. Знакомить детей со способами получения различных оттенков одного цвета. Тренировать умение находить и называть предметы, имеющие такой же цвет. Знакомить с явлением светлоты (интенсивности цвета), дать представление о холодных и теплых цветах, учить строить градационный ряд по усилению признака. Развивать воображение, наблюдательность. Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка. Волшебное Учить создавать сюжетные превращение композиции техникой оттиска, листьев развивать чувство ритма и цвета, учить замечать в обычных предметах новые образы, воспитывать бережное отношение к природе Сочная Учить составлять ритмичные ряды кукурузка зерен в кукурузном початке, завершать композицию, заключать ее в рамку. Воспитывать бережное отношение к природе, учить замечать красоту в привычных вещах Осень все Совершенствовать умение 12 Техника Материал Эксперимента льное наблюдение Карандаши цветные, изображение различных предметов Оттиски сухими листьями Сухие листья гуашь Коллаж Кукурузные зерна, клей, зеленые листочки Пуантилизм, Ватные раскрасила в желтое да в красное Упрямый пластилин Пестрая лужайка Корзинка Осень Узорные зонтики Необычное в обычном Яблонька Березовая роща окрашивания мелких элементов гуашевыми красками и наклеивание их на незавершенную композицию. Воспитывать чувство цвета и композиции, художественный вкус, умение согласованно работать в группе Учить смешивать цвета в разных пропорциях, знакомить с оттенками цветов, учить прилагать усилия при нанесении пластилина на картонную поверхность Учить рисовать различимые предметы при помощи пальчиков, создавать композицию из нескольких таких элементов, гармонично располагать предметы в натюрморте. Воспитывать чувство цвета, формы, воспитывать бережное отношение к природе Учить создавать по замыслу композицию,развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к природе Учить создавать пейзажные композиции пластическими средствами. Совершенствовать технику рельефнойлепки. Развивать чувство цвета в композиции, воспитывать художественный вкус, умение согласованно работать в группе Развивать способность замечать красоту сочетания художественных материалов,передавать образ осени Развивать способность трансформировать обычные материалы, видеть новые художественные образы, самостоятельно использовать их в творчестве Познакомить с особенностями модульного рисования, развивать чувство цвета Учить детей самостоятельно творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях при помощи сочетания изобразительновыразительных материалов: 13 точечная живопись палочки, гуашь, бумага, ножницы, клей Рисование пластилином Лист картона, пластилин Рисование пальчиками Гуашь Рисование пластилином Пластилин Рисование пластилином Пластилин, изображение осеннего пейзажа Восковые мелки+акваре ль Коллаж из конфетных фантиков Восковые мелки, акварель Фантики, ножницы, клей, листоснова Модульное рисование Бумага, фломастеры Кляксография Тушь или жидкая гуашь, трубочки для коктейля воскового мелка и акварели, развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе Учить изображать элементы Ветка рябины природы без использования традиционных средств рисования, воспитывать чувство ритма и цвета, умение контролировать движения руки, воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе Овощной салат Учить изображать элементы природы без использования традиционных средств рисования, воспитывать чувство ритма и цвета, умение контролировать движения руки Линия на Способствовать раскрепощению прогулке рисующей руки. Тренировать способность и потребность освоения свободного пространства (границы, площадь), изменять размеры и формы пространства. Развивать у детей координацию движенийв системе «глаз – рука» Фигурка из Учить детей видеть и проецировать на бумаге ладонь в ладошки разных положениях. Развивать способность трансформировать изображение, видеть новые художественные образы, опредмечивать контур. СолнышкоСовершенствовать умение колоколнышко печатания губкой, воспитывать чувство ритма. Учить аккуратно дорисовывать необходимые элементы в композиции Развитие навыков рисования Красногрудый ладошками с последующим снегирь дополнением отпечатков выразительными элементами. Русскаяберезка Учить рисовать ствол дерева при помощи отпечатка руки, а крону – отпечатками паралона, передавая фактуру и объем. Воспитывать чувство цвета, гармонии в композиции Раздел «Необычное в обычном» 14 Рисование пальчиками Гуашевые краски, листоснова Рисование с элементами обрывной аппликации Лист-основа в форме тарелки, гуашь Рисование ладошками Поле для рисования, карандаш Рисование ладошками Карандаш, бумага Рисование губкой Лист-основа, гуашь Смешанная техника Лист-основа, гуашь, бумага Рисование ладошками, оттиски паралоном Кусочек паралона, краски, листоснова Необычный компот Снеговик Праздничный букет для мамы Солнечные зайчики Соленые фантазии Каменный цветок Елки водят хоровод Снежинки на Учить замечать художественную выразительность в обычных вещах. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию, воспитыватьчувство цвета, формы. Совершенствовать навыки работы в технике рисования отпечатками, образуя ими правильный силуэт. Учить замечать красоту фактурных отпечатков, актуализировать понятие контрастности фактур и цвета в рисунке Совершенствовать навыки рисования отпечатками, учить замечать интересные художественные образы в отпечатках обычных материалов, дополняя их причудливыми элементами. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию, чувства цвета, формы Познакомить со свойствами соли как материала для получения художественных образов. Учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию. Познакомить с новым способом получения изображения путем окрашивания соли, наклеенной на рисунок. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать фантазию Познакомить со способом получения художественного декоративного эффекта путем окрашивания Учить передавать характер образа дерева через выразительные средства, получаемые с помощью полусухой кисти. Способствовать освоению техники рисования тычком Учить наносить на поверхность 15 Печатание яблоком Печатание паралоном Силуэт банки, яблоки, краски, цветная бумага Кусочки паралона, гуашь, листоснова Печатание мятой бумагой Лист-основа, силуэт вазы, гуашь, смятаябумага Рисование солью Лист-основа, соль, акварель Рисование солью Лист-основа, соль гуашь Рисование солью Акварель, клей, соль цветная, лист-основа Лист-основа, трафарет елки, гуашь Печать по трафарету Набрызг, Бумажные окне краску путем разбрызгивания капель с помощью зубной щетки. Знакомить с особенностью рисование на вертикальной поверхности – оконном стекле. Воспитывать аккуратность, желание привносить в свой повседневный быт рукотворную красоту и уют рисование по трафарету Зимушка аукает, мохнатый лес баюкает Учить рисовать пейзаж при помощи трафарета, соединять в одном рисунке разные техники рисования. Воспитывать аккуратность Рисование по трафарету, набрызг Зайка беленький сидит и ушами шевелит Развивать умение замечать художественно-изобразительный материал в привычных вещах. Учить работать с клеем и ватой при создании объемной композиции Совершенствовать технику коллажирования. Воспитывать чувство ритма, цвета, гармонии. Воспитывать потребность дарить миру добро и красоту Коллаж из ватных дисков Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из разнообразного материала. Развивать чувство цвета в композиции, воспитывать художественный вкус, умение согласованно работать в группе. Воспитывать бережное отношение к природе Познакомить с новой смешенной техникой (набрызг и рисование по воску). Познакомить со свойствами воска как изобразительно-выразительного средства. Учить работать со щеткой и набрызгивать краску с ее помощью Совершенствовать умение использовать свойства свечи в рисунке. Учить рисовать Коллаж Открытка для Деда Мороза Угощение для зверей Рождественская ночь Необыкновенная ваза 16 Коллаж снежинки различной формы, темный лист бумаги для основы (оконное стекло), белая гуашь, зубная щетка Контурный трафарет зимнего пейзажа, темный картон, белая гуашь Ватные диски, глей, гуашь, картон Силуэт валенка, варежки, вата, цветная бумага, блестки, клей, кожницы Ватман, газетные и журнальные вырезки, ножницы, клей Акварель, свеча, набрызг Зимний пейзаж – основа, свеча, акварель, зубная щетка, кисть Свеча и акварель Лист-основа, свеча, акварель Солнечные блики Волшебная мандала Чудесная мозаика Бабочкапаспарту Валентинка У кота ли у кота… симметричное изображение вазы, получать необыкновенный контур, закрашивать всю поверхность листа краской Совершенствовать умение использовать свойства свечи в рисунке. Развивать фантазию в изображении причудливого пейзажа при помощи свечи. Совершенствовать умение заполнять цветом пространство рисунка Развивать чувство ритма в изображении декоративных элементов, воспитывать аккуратность в раскрашивании Познакомить детей с декоративной техникой – мозаика – и вызвать интерес в стиле мозаики. Учить составлять гармоничную, многоцветную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику, воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров Познакомить с новым способом получения изображения с помощью восковых мелков, учить рисовать плоской стороной мелка, проявляя фактуру различных вещей, оформлять фантазийный силуэт в рамочку-паспарту. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию Совершенствовать технику коллажирования, развивать мелкую моторику при формировании шариков из салфеток. Воспитывать чувство ритма, цвета, гармонии. Воспитывать потребность дарить миру добро и красоту Учить плотно заполнять силуэтное пространство цветными элементами. Совершенствовать технику коллажирования, развивать мелкую моторику при 17 Свеча и акварель Лист-основа, свеча, акварель Рисование модульное Графическое изображение мандалы, цветные карандаши Листы со схематичны ми рисунками, фломастеры, карандаши Рисование модульное Фроттаж Рельефные детали, восковые мелки, бумага, цветная бумага Коллаж из смятых салфеток Салфетки, картонная основа в форме сердечка, клей Коллаж из смятых салфеток Лист-основа с изображением кота, салфетки, клей формировании шариков из салфеток. Воспитывать чувство ритма, цвета, гармонии Раздел «Вдохновение» Украшение Учить бережно работать с тонким посуды материалом, выделять, вырезать и переносить интересный рисунок на новую поверхность. Воспитывать желание привносить в свой повседневный быт рукотворную красоту Обновляем Совершенствовать технику интерьер работы с тонким материалом, выделять, вырезать и переносить интересный рисунок на новую поверхность. Воспитывать желание привносить в свой повседневный быт рукотворную красоту и уют Танцы Учить создавать причудливые волшебных силуэты при помощи окрашенных нитей ниток, создавать фантазийные образы путем дорисовывания элементов. Воспитывать аккуратность, интерес к художественному экспериментированию Подснежники Учить передавать цвет и фактуру изображаемых объектов с помощью шерстяной нити, используя силуэтный способ работы с нитью. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции Ласточка с Познакомит с контурным способом весною в гости к рисования нитью. Учить передавать нам летит цвет и фактуру изображаемых объектов с помощью шерстяной нити, используя силуэтный способ работы с нитью. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции Весенняя веточка Совершенствовать технику печатания, учить видеть художественно- изобразительные элементы в отпечатках привычных вещей. Развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Учить сочетать в рисунке несколько способов 18 Декупаж Бумажные салфетки, пластмассовая посуда, клей, лак Декупаж Элемент интерьера для основы, клей, гуашь, лак Рисование нитками Лист-основа, гуашь, нитки Рисование нитками Лист-основа, кусочки нитей, карандаш Рисование нитками Акварель, лист-основа Кляксография оттиски пластиковой бутылкой Пластиковая бутылка, гуашь, листоснова, трубочка Паучок на паутинке Морское дно Хохотал, хохотал пузырь, да и лопнул… Космические дали Волшебное превращение гусеницы Сирень Весеннее настроение полученияизображения Развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Развивать чувство ритма в рисовании паутины Развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение Развивать фантазию. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами Вызвать интерес к изображению различных космических объектов и средств их передвижения в космическом пространстве. Способствовать самостоятельному поиску способов создания фантастических образов с использованием отпечатков мыльных пузырей. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию Знакомить со свойствами выразительности – тон и пятно, продолжать знакомить с симметрией в природе, учить изображать симметричные формы Учить изображать фактуру цветка сирени при помощи точек, соединять несколько изобразительных техник в рисунке Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства. Учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности 19 Кляксография Гуашь, листоснова, трубочка Кляксография Гуашь, листоснова, трубочка Жидкое мыло, гуашь, баночки для воды, листоснова Рисование мыльными пузырями Рисование мыльными пузырями Жидкое мыло, гуашь, баночки для воды, листоснова, ножницы, клей Монотипия Лист-основа, гуашь, кисть Монотипия, тычкование Лист-основа, гуашь, кисть Монотипия Лист-основа, гуашь, кисть Волшебные живые облака Удивительный цветок Радуга-дуга Самолеты и танки Цветочные узоры Кофейный медвежонок Встречаем лето желтым цветом Развивать навыки работы с красками, гармонично использовать цветовые пятна в рисунке, развивать аккуратность, фантазию. Учить вносить гармонично дополняющие рисунок элементы для получения композиционного единства Совершенствовать технику рисования акварелью, вливая цвет в цвет и подбирая красивое сочетание. Закрепить знание о теплых и холодных цветах и оттенках, упражнять в смешивании красок на палитре, развивать чувство цвета Формировать представление о цветовом спектре, о последовательности цветов радуги, о теплых и холодных тонах, совершенствовать технику рисования «по мокрому» Совершенствовать технику рисования акварелью, вливая цвет в цвет и подбирая красивое сочетание. Учить сочетать в рисунке несколько изобразительных техник, дорисовывать мелкие элементы сюжетной композиции. Воспитывать аккуратность, чувства цвета, формы, композиции Развивать мелкую моторику, творческую фантазию. Воспитывать аккуратность, чувство цветовой гармонии в композиции Рисование «по мокрому» Лист-основа, акварель, кисть Рисование «по мокрому» Лист-основа, акварель, кисть Рисование «по мокрому» Лист-основа, акварель, кисть Рисование «по мокрому», ладошками Лист-основа, гуашь, кисть Рисование пшеном Совершенствовать умение сочетать в композиции разные материалы для получения более выразительного образа. Развивать мелкую моторику, творческую фантазию. Воспитывать аккуратность, чувство цветовой гармонии в композиции Совершенствовать умение создавать гармоничную композицию, используя различные изобразительные техники Рисование пшеном и молотым кофе Контурный узорный рисунок, окрашенное пшено, клей Пшено, молотый кофе, клей, гуашь 20 Квиллинг, набрызг Цветная бумага, желтая гуашь, Подведение итогов Поощрять достигнутые ребенком результаты Выставки детских работ щетка, ножницы, клей Работы детей Модуль «ОчУмелые ручки» (5-7 лет) На данном этапе педагог продолжает знакомить детей с приемами нетрадиционного рисования – граттаж, монотипия, рисование «по-мокрому» и др. Учит сочетать все известные техники в одном рисунке. Стоят задачи поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы. Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.). Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета- располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями ; изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок. Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, глина, пластилин, тесто), инструментами (кисть, карандаши, ножницы, стека), изобразительными техниками. В рисовании – совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками приемом кляксографии, пальчиковой живописи, монотипии и граттажа, свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков; самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно- гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш. Тема Как карандаши подружились Содержание Дать представление о гармонирующих цветовых сочетаниях, о их применении в изобразительной деятельности 21 Техника Эксперимен тальное наблюдение Материал Лист бумаги, ножницы, 6 цветных карандашей Наши руки не для скуки Развивать способность трансформировать изображение, видеть новые художественные образы, опредмечивать контур. Фантазии из Познакомить с возможностью цветных ладошек создания образов, символов и элементов. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру. Вызвать интерес к собственной руке. Развивать воображение Путешествие в Развивать умение строить красное ассоциативный ряд. Познакомить со королевство способами создания изображения при помощи ягодного сока без кисточки. Путешествие в Развивать умение строить оранжевое ассоциативный ряд, совершенствовать королевство технику рисования губкой, учить разделять понятия трафарета и силуэта в изобразительной деятельности Путешествие в Развивать умение строить желтое ассоциативный ряд. Актуализировать королевство знания о теплых цветах, совершенствовать навыки создания рисунка при помощи пальчиков и красок Путешествие в Развивать умение строить зеленое ассоциативный ряд, смешивать цвета королевство для получения оттенков зеленого. Совершенствовать навыки монотипии, навыки трансформации изображения руки, развивать фантазию, чувство цвета Путешествие в Развивать умение строить голубое ассоциативный ряд. Продолжать королевство знакомить с понятием «оттенок цвета», совершенствовать навыки получения различных оттенков путем высветления голубой краски белой. Актуализировать знания о холодных цветах Путешествие в Развивать умение строить синее ассоциативный ряд. Продолжать королевство знакомить с холодными цветами. Познакомить со способом образовании радуги. Развивать способность замечать интересные средства художественной выразительности в «домашних» 22 Коллаж из цветных силуэтов ладошек Коллаж из цветных силуэтов ладошек Рисование мыльными пузырями, оттиски Рисование губкой, набрызг Карандаш, бумага Цветные силуэты ладошек, ножницы, карандаш, клей, большие листы бумаги Гуашь, мыльные пузыри, печатки Трафареты лисы и белки, оранжевая краска, губка Рисование Желтая Монотипия Желтая и синяя краски Акварель+ свеча Акварель, свеча Рисование «домашними вещами» Синяя краска, мыло, одежная, зубная щетки, губка, бельевая веревка, тюбик вещах Путешествие в фиолетовое королевство Развивать умение строить ассоциативный ряд, учить замечать изобразительно полезные элементы в привычных вещах Оттиски различных материалов Вальс осенних листьев Знакомить детей с контрастом холодных и теплых цветов, построение круговой композиции, развитие навыка приклеивания формы, формирование навыков творческого сотрудничества Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее в аранжировках и флористических композициях Развивать способность замечать красоту обычных материалов, которые не считаются художественными и самостоятельно использовать их в творчестве Учить составлять композицию из обычных материалов, которые не считаются художественными, украшать ими силуэты домов, животных, одежды, машин. Знакомить со способами вырезания элементов рисунка и соединять их между собой Способствовать раскрепощению рисующей руки. Учить заштриховывать абстрактные формы, соприкасающиеся вертикальными углами. Тренировать способность и потребность освоения свободного пространства (границы, площадь), изменять размеры и формы пространства. Развивать у детей координацию движений в системе «глаз – рука» Учить детей создавать фантазийные образы. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно выразительных средств при создании композиции по Коллаж из природного материала Воробей и осень Жених и невеста Солнечная деревня Линия на прогулке Фокусник дым 23 цилиндрическ ий Кусочки овощей, различные предметы для штампов Силуэты листьев, листоснова, клей Смешанная техника Сухие листья, лепестки, семена, клей, лист-основа Коллаж из конфетных фантиков Фантики, ножницы, клей, бумага для основы Коллаж из конфетных фантиков Фантики, обертки, ножницы, клей, бумага для основы Живая линия Поле для рисования, ограниченное рамкой, карандаши Живая линия Карандаш, шариковая ручка, листоснова Одеялочко шелково Живой натюрморт Зайкин огород Портрет милой мамочки моей Кормушка для птиц мотивам литературного произведения. Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиски и при воплощении замыслов Познакомить с понятием контраста узоров в декоративной однотонной композиции, учить создавать фантазийные фактуры, готовить руку к письму, четко разделять в рисунке каждый штрих и точку. Показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия, систематизировать знания о декоративных мотивах. Развивать чувство формы, ритма, композиции Развивать воображение, композиционных способностей. Учить абстрагироваться от предметных форм, воспринимать из как геометрические композиционные элементы. Содействовать формирования эстетического отношения окружающему миру. Воспитыватьхудожественный вкус Вызвать интерес к созданию коллективных композиций. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества: договариваться, разрабатывать замысел, создавать свои изделия в соответствии с общей идеей, обсуждать промежуточный и общий результат, развивать чувство ответственности Учить передавать характер в портрете линией, цветом, передавать характерные черты лица, совершенствовать умение сочетать различные материалы в художественно-изобразительном творчестве. Продолжать знакомить с видами и жанрами изобразительного искусства Учить оформлять обычный силуэт неповторимыми элементами, совершенствовать технику коллажирования с использованием природного материал. Развивать чувство ритма в оформлении 24 Живая линия Гелевая ручка, лист - основа Смешанная техника Силуэты овощей, фруктов, вырезанные из цветной бумаги, силуэт вазы из фактурной бумаги Цветная бумага, журнальные вырезка, клей, ножницы, ватман, фантики Коллаж Рисование пластилином Нитки, клей, ножницы, лоскуты ткани, пуговицы, карандаш Коллаж Фактурная бумага, салфетки, спилы деревянные, лист-основа в Розовый фламинго Рамка для фото Новая жизнь привычным вещам Новогодние игрушки Украшения к празднику Мешок с подарками Новый год к нам идет Узоры деда Мороза предметов быта, воспитывать бережное отношение к природе Учить создавать коллаж из яичной скорлупы: рисовать эскиз, переносить на поверхность картона, покрывать участки клеем, выкладывать кусочки скорлупы, раскрашивать, оформлять в рамку. Развивать художественный вкус Совершенствовать технику работы с яичной скорлупой. Учить оформлять предметы домашней утвари. Воспитывать желание привносить в свой повседневный быт рукотворную красоту и уют Учить бережно работать с тонким материалом, выделять и переносить интересный рисунок на новую поверхность. Воспитывать желание привносить в свой повседневный быт рукотворную красоту и уют Развивать умение украшать предметы округлой формы. Воспитывать аккуратность, учить украшать шарик со всех сторон, не нарушая рисунок. Воспитывать желание привносить в свой повседневный быт рукотворную красоту и уют Воспитывать желание привносить в свой повседневный быт рукотворную красоту и уют. Совершенствование навыков работы с салфетками. Способствовать развитию партнерских взаимоотношений в коллективе Совершенствовать технику коллажирования. Воспитывать чувство ритма, цвета, гармонии. Воспитывать потребность дарить миру добро и красоту Развивать способность находить изображения по заданной теме, вырезать из, определять их место на листе. Способствовать развитию партнерских взаимоотношений в коллективе Развивать чувство гармонии в композиции, учить составлять узор, располагать его в соответствии с формой бумаги. Развивать навыки 25 форме домика Коллаж из яичной скорлупы Яичная скорлупа, клей, листоснова, гуашь Декупаж Яичная скорлупа, бумажная тарелка, салфетки, клей, гуашь Предметы домашней утвари, салфетки, клей, гуашь Декупаж Декупаж Пластиковая елочная игрушка, салфетки, клей, гуашь Коллаж Салфетки, клей, основа в форме большого снеговика, клей Коллаж Силуэт подарочного мешка, бусинки, пуговки, клей Журнальные вырезки, ножницы, клей Коллаж Граттаж Лист-основа в форме окна, свеча, тушь, гуашь, Праздничный салют Животные жарких стран Пушистый натюрморт Кот Федот Какие разные деревья Красивые светильники Цветное панно работы с новыми средствами выразительности – тонированной бумагой, остроконечной палочкой Развивать глазомер, координацию движений. Развивать чувство гармонии в композиции, учить составлять узор, располагать его в соответствии с формой бумаги. Развивать навыки работы с новыми средствами выразительности – тонированной бумагой, остроконечной палочкой Развивать глазомер, координацию движений, чувство гармонии в композиции. Развивать навыки работы с новыми средствами выразительности – тонированной бумагой, остроконечной палочкой Учить передавать цвет и фактуру изображаемых объектов с помощью шерстяной нити, используя силуэтный способ работы с нитью. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции Продолжать знакомить с контурным способом рисования нитью. Учить передавать цвет и фактуру изображаемых объектов с помощью шерстяной нити, используя силуэтный способ работы с нитью. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции Совершенствовать технику коллажирования с разными материалами, воспитывать аккуратность, чувство цветовой гармонии, композиционного единства Учить детей создавать по представлению образы красивых бытовых предметов. Обогащать изобразительную технику – показать особенность аппликации из ткани. Познакомить с выкройкой как этапом планирования работы. Закрепить и систематизировать представление о геометрических фигурах. Развивать чувство формы, пропорции Продолжать знакомить со способом 26 заостренная палочка Граттаж Лист-основа, свеча, тушь, гуашь, заостренная палочка Граттаж Лист-основа, свеча, тушь, гуашь, заостренная палочка Рисование нитью Силуэты фруктов, основа для коллективной композиции, клей, цветные нитки Лист-основа с изображением кота, нитки, клей, зубочистки Рисование нитью Коллаж из ниток Кусочки ниток, клей, гуашь, листоснова Коллаж из ткани Лоскутки ткани, ножниц ы, мелки, бумага для выкроек, бумага цветная для фона, клей, формы светильников Восковые Фроттаж получения изображения с помощью восковых мелков, учить рисовать плоской стороной мелка, проявляя фактуру обоев, их узор в цветовом решении. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию В сказочном совершенствовать способ получения замке изображения с помощью восковых мелков, учить рисовать плоской стороной мелка, проявляя фактуру различных вещей, создавать отпечатки в заданном контуре. Воспитывать глазомер, интерес к художественному экспериментированию Зима недаром Продолжать учить рисовать пейзаж злиться – прошла при помощи трафарета, соединять в ее пора… одном рисунке разные техники рисования. Воспитывать аккуратность мелки, бумага, обои с рельефным рисунком Фроттаж Рельефные детали, восковые мелки, бумага с изображением замка Набрызг Трафарет зимнего пейзажа, черный картон – основа, белая гуашь, кисть, щетка Трафареты и силуэты бабочек, щетка, гуашь Резные бумажные салфетки, акварель, щетка, листоснова Полоски цветной бумаги, клей, зубочистка Полоски цветной бумаги, клей, зубочистка Полоски цветной бумаги, клей, зубочистка Цветные бабочки Развивать умение смешивать цвета Набрызг путем наложения – набрызга. Развивать аккуратность, гармоничность композиции Салфетки для Совершенствовать технику создания Набрызг мамы изображения набрызгиванием капель краски. Воспитывать чувство ритма, цвета, гармонии. Воспитывать потребность дарить миру добро и красоту Веселые шарики Знакомить с техникой Квиллинг бумагокручения. Развивать мелкую моторику, аккуратность, усидчивость в изобразительном творчестве Спелый виноград Продолжать знакомить с техникой Квиллинг бумагокручения. Развивать мелкую моторику, аккуратность, усидчивость в изобразительном творчестве Чудо астры Совершенствовать технику квиллинг, Квиллинг учить создавать объемные изображения из скрученных элементов бумаги. Воспитывать аккуратность, интерес к художественному экспериментированию Волшебница Познакомить с новой техникой Рисование на 27 Емкость с вода Маки на воде Артисты цирка Путешествие умки к звездам Букашки на ромашке Пестрокрылая бабочка Матрешка в платье новом окрашивания бумаги, воспитывать воде водой, аккуратность, чувство гармонии загуститель, цветовых сочетаний. Интерес к краски, листхудожественному основа, кисть экспериментированию Продолжать учить окрашивать бумагу Рисование на Емкость с с некоторыми элементами декора, воде водой, фиксировать на бумаге красивые загуститель, изображения водных рисунков. краски, листВоспитывать аккуратность, чувство основа, кисть гармонии цветовых сочетаний Учить составлять композицию из Рисование на Листы бумаги, элементов окрашенной в воде бумаги воде окрашенной по замыслу. лист-основа, ножницы, клей, карандаш Учить создавать и вырезать Рисование Темный космические объекты рациональном пластилином, картон – способом, развивать комбинаторные коллаж, основа, гуашь, способности. Учить формировать набрызг пластилин, объемные формы из ваты и клея, вата, щетка, придавать им цвет. Совершенствовать клей умение самостоятельно сочетать некоторые изобразительные техники. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности Совершенствование навыков лепки Рисование Пластилин, жуков и цветов, закрепить способ пластилином картон лепки полусферы. Развивать основа координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность Учить расписывать силуэт при Рисование Лист-основа в помощи манной крупы, закрашивать манкой форме поверхность, соблюдая законы бабочки, симметрии. Воспитывать манка, гуашь, аккуратность, интерес к клей художественному экспериментированию Продолжать знакомить с матрешкой Рисование Лист-основа, как видом народной игрушки. пшеном цветное Развивать мелкую моторику, пшено, клей глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус 28 Дерево купается в воде Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства. Весеннее Учить составлять гармоничную пробуждение цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности Царевна - Лебедь Учить детей создавать композиции по мотивам сказок, воплощать привычные формы в художественный образ. Развивать фантазию Зайка на лужайке Совершенствовать умение составлять композицию из вырезанных силуэтов ладошек. Развивать умение договариваться, сотрудничать Фото на память Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительновыразительных средств для создания фотопанно. Учить сочетать аппликативные и графические элементы. Воспитывать художественный вкус Дерево – символ Знакомство со способами работы с Отчизны бумагой – сминание, скручивание, обрывание - и использование их для изображения объектов природы. Приобщение детей к истокам народной культуры, связи культуры и природного мира 29 Монотипия Лист-основа, вода, кисть, акварель Монотипия Лист-основа, вода, кисть, акварель Рисование ладошками Гуашь, кисть Рисование ладошками Гуашь, ножницы, клей, бумага Смешанная техника Ватман, клей, фото детей, журнальные и газетные вырезки Смешанная техника Бумага разной фактуры, клей, ножницы, проволока 1.4. Планируемые результаты Планируемые результаты обучения по Программе дифференцированы в соответствии с возрастом воспитанников. Планируемые результаты обучения. 3-4 года: ребенок обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, владеет различными способами изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы; видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми и некрасивыми; видит не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния и настроения, их внешнее выражение у людей и в произведениях искусства, сопереживает им; знает особенности некоторых жанров и видов изобразительного искусства; проявляет самостоятельность и творческую инициативу. Планируемые результаты обучения. 5-7 лет: ребенок может сравнивать и различать характерные особенности образа, выполненного художником, скульптором, дизайнером; способен передавать линией, цветом, формой характер образа; разбирается в жанрах искусства (портрет, пейзаж, натюрморт); может находить связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения, изобразительных материалов; развитое ассоциативное мышление, творческая интуиция и воображение; умеет восхищаться красотой и многообразием окружающей среды, замечать в неприметном значительное, в неказистом выразительное; ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки, умеет смешивать цвета; владеет различным художественным материалом; сформированы умения воплощать замысел, пользуясь нетрадиционными средствами выразительности и разным художественным материалом; умеет самостоятельно находить изобразительные средства при решении поставленной задачи; знает и руководствуется правилами культуры труда и организации рабочего места; сформированы навыки творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения с взрослыми, навыки сотрудничества; сформированы навыки поисково-исследовательской деятельности. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Период обучения Дата начала обучения по программе 1 полугодие 02 сентября Дата окончания обучения по программе 28 декабря 2 полугодие 08 января 30 мая 30 Всего учебных недель Количество учебных часов 17 34 21 38 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Занятия по Программе проводятся в групповом помещении МАДОУ. Группа оснащена необходимым оборудованием, художественными материалами и инструментами. В группе есть доступ к воде для смены воды, мытья инструментов и рук. Мольберты – 3 шт. Столы - 10 шт. Стулья - 10 шт. Магнитно-маркерная доска – 1 шт. Мультимедийный проектор – 1 шт. Ноутбук – 1 шт. Магнитофон – 1шт. Бумага и основа для композиции альбомы для рисования (А4); листы белой бумаги (А3, А4); литы бумаги для акварели (А3); листы тонированной бумаги (А4); рулонная бумага; листы белого картона (А4); наборы цветного картона (А3, А4); наборы цветной бумаги (А4) наборы фактурной бумаги: бархатная, гофрированная и др. (А4); куски обоев; бумажные тарелочки. пластилин; краски гуашевые; краски акварельные; тушь цветная; цветные карандаши; простые карандаши; фломастеры; восковые мелки; клей ПВА; клей – карандаш; пухлые краски (клей ПВА и пена для бритья, гуашь). палитры; емкости для воды; клеевые кисточки; кисти (пони, белка); кисти малярные; салфетки клеенчатые; досочки для пластилина; стеки; ножницы. губки, мочалки, поролон разных размеров; воздушные шарики; нитки цветные х/б, шерстяные; мыльные пузыри; конфетные фантики; 31 трубочки для коктейля; жидкое мыло; конфетные фантики; иллюстрации из журналов, цветных газет, буклеты, старые календари; наждачная бумага; зубочистки, заостренные палочки; ватные диски, вата; ватные палочки; салфетки бумажные: белые, цветные, узорные; одноразовые вилки; зубные щетки; втулки от туалетной бумаги; пузырчатая пленка; свечи; фольга; спичечные коробки; штампы – пробки от бутылок, печатки из паралона, пуговицы и др.; трафареты. осенние листья; семена, скорлупки, зерна; камни; ракушки; крупы манная, пшенная, гречневая; соль; кофе в зернах. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Методические материалы: Комплект программно-методических пособий и рекомендаций 1. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии. - М.: Просвещение, 2006. 2. Долженко Г.И. Сто поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2001. 3. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. - СПб.: Детство – Пресс, 2006. 4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста (Нетрадиционная техника рисования). – М.: Творческий центр СФЕРА, 2005. 5. Лебедева Е.Г. Простые поделки. – М.: Айрис Пресс, 2009. 6. Лыкова И.А. Цветные ладошки. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. 7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. 8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. 9. Малышева А.Н., Поварченкова З.М. Занятия по аппликации в детском саду. 10. Ярославль: Академия развития, 2010. 11. Семеновская Т.В. Картинки из ваты и пуха. - СПб.: Издательский дом Литера, 2013. 12. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. - М.: Айрис Пресс, 2010. 13. Трофимук Н. А. Красивые поделки в технике декупаж. - СПб.: Издательский дом Литера, 2013. 32 14. Филимонова С.С. Забавные безделушки. - СПб.: Издательский дом Литера, 2012. 15. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей 5-7 лет. - СПб.: Детство – Пресс, 2017. 16. Швайко Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Гуманитарный изобразительный центр ВЛАДОС, 2008. 1. Комплект демонстрационных материалов 2. Дидактический плакат «Теплые и холодные цвета» (А3) 3. Дидактический плакат «Цветовой круг» (А3. А4) 4. Дидактический плакат «Порядок цветов» (А3) 5. Дидактический плакат «Основные и составные цвета» (А3) 6. Дидактический плакат «Азбука цвета» (А3, А4) 7. Дидактический плакат «Смешивание цветов» (А1) 8. Доронова Т.Н. Изобразительное искусство. Пособие для детей 4-7 лет. Демонстрационный материал. – М.: Просвещение, 2012. 9. Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства», «Сказка о русской живописи». 10. Вохринцева С. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. 11. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников. Натюрморт, пейзаж, портрет. Диск. 12. Развивающий игровой комплект «Игры с цветом». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Входной контроль проводится в сентябре (по окончанию набора воспитанников в группу). Промежуточный контроль проводится с целью изучения динамики освоения предметного содержания воспитанниками, личностного развития, взаимоотношений в коллективе в форме экспресс-выставки. Формы контроля: Приложение 1. Итоговая аттестация проводится в форме открытого занятия. 33 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Василенко М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников. – М.: Сфера, 2017. 2. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Скрипторий 2003, 2016. 3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Скрипторий 2003, 2017. 4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Животные и птицы. – М.: Скрипторий 2003, 2017. 5. Дубровская Н.В. «Цвет творчества». Интегрированная программа художественноэстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. - СПб.: Детство – Пресс, 2011. 6. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа (от 5 до 6 лет)., - СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2013. 7. Дубровская Н.В. Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет., - СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2018. 8. Здравствуй пальчик! Как живешь? Картотека пальчиковых игр./Сост. Калмыкова Л.Н. – Волгоград.: Учитель, 2017. 9. Ионова О.С., Красикова Т.А., Сафарова И.А. Секреты художника. Игры-занятия по рисованию, лепке, аппликации с детьми дошкольного возраста. – М.: Аркти, 2017 10. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2017. 11. Кашникова Е.В. Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет. - СПб.: Каро, 2013. 12. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет. – М.: Мозайка-Синтез. 2014. 13. Куксар Б. Рисуем простыми трафаретами. От ладошки до картошки. – М.: Пчелка., 2015. 14. Морозова И.А. Я люблю рисовать. 33 техники рисования. Харьков.: Фактор, 2013. 15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования. Планирование, конспекты занятий. – СПб.: КАРО., 2016. 16. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. - СПб.: Каро, 2009. 17. Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная группы. - СПб.: Каро, 2009. 18. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. Демонстрационные картинки и конспекты занятий. - М.: Гном, 2017. 19. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательноигровых занятий. – М.: Сфера, 2016. 20. Черепкова Н. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). СПб.: Детство – Пресс., 2017. 34 Приложение 1 Педагогическая диагностика освоения Программы воспитанниками Критерии процесса и качества продукции детского художественного образа (автор Ветлугина Н.А.) Показатели оценки: обычно (данное качество является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего) – 2 балла. изредка (данное качество не характерно для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени) – 1 балл. нет (данное качество не проявляется в деятельности ребенка совсем) – 0 баллов. Показатели оценки Начальная Итоговая диагностика диагностика Отношения, интересы: Искренность, непосредственность, 0 1 2 0 1 2 увлеченность, эмоциональность на занятиях Интерес к изобразительной деятельности 0 1 2 0 1 2 Способность «вхождения» в изображаемый 0 1 2 0 1 2 образ Создание новых комбинаций из усвоенных 0 1 2 0 1 2 ранее элементов Дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение 0 1 2 0 1 2 оригинальных приемов изображения Самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых 0 1 2 0 1 2 условиях Показатели качества результатов творчества Нахождение адекватных выразительноизобразительных средств для воплощения 0 1 2 0 1 2 художественных образов в рисунке Цветовая гармония, колорит 0 1 2 0 1 2 Выразительность формы, силуэта 0 1 2 0 1 2 Ритм цветовых пятен, линий форм 0 1 2 0 1 2 Своеобразие композиции («смысловой центр», 0 1 2 0 1 2 фризовая, горизонтальная вертикальная и т.д.) «Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения ребенком своего 0 1 2 0 1 2 эмоционального отношения к образу По итогам формулируются следующие варианты выводов: «качества не сформированы» 0 – 1,0 балла «качества в стадии формирования» 1,1 – 1,7 балла «качества сформированы» 1,8 – 2,0 балла Критерии педагогической диагностики (педагогического наблюдения) 35