Сведения о наличии средств обучения и воспитания Предметно-пространственная среда в ДОУ (РППС) по ФГОС представляет собой часть образовательной среды, которая включает совокупность материальных, предметных и социальных средств, способствующих развитию дошкольника в соответствии с возрастными потребностями. Дошкольное учреждение полностью оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания: игровым оборудование, спортивным инвентарем, дидактическими и развивающими играми, учебно-методическими и наглядными пособиями, в том числе электронными различной направленности. РППС групп организована в виде разграниченных центров, оснащенных достаточным количеством развивающих материалов: книги, игрушки, материалы для творчества, дидактические игры, игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, материал для свободной творческой, познавательно-исследовательской деятельности. В группах младшего возраста выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными игрушками, каталками. В группах выделяются рабочая зона, зона для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с активным движением, возведением игровых построек. Перед нами стоит задача организовать пространство группы таким образом, чтобы все зоны имели трансформируемые подвижные границы. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельных активных и целенаправленных действий детей во всех видах деятельности: игровой, познавательной, двигательной, изобразительной, конструктивной. В ДОУ имеются дидактические средства: − − − − − − − аудио-визуальные; альбомы, детская художественная литература; энциклопедии, словари, справочники; дидактические игры, сюжетно-игровые наборы; игрушки и оборудования для сенсорного развития; муляжи, гербарии, коллекция для ознакомления с природой; наглядно-иллюстративный материал. Для обеспечения психологического комфорта в группах выделены уголки уединения, оборудованные детской мягкой мебелью, мягкими модулями. Решая вопросы гендерного воспитания, в групповых комнатах подобраны игры для мальчиков: конструкторы, кубики, машины, гараж, автосервис, столярный игровой инструмент, что позволяет им возводить сложные строительные сооружения, следствии чего развивается дивергентное и когнитивное мышление детей. В целях развития креативности для девочек оборудованы уголки народного творчества и игры в «семью», «больницу», «магазин». Полифункциональность мягких модулей развивающей среды создает эффект домашней обстановки. Все это минимизирует внутреннее напряжение детей, снижает агрессию и благоприятно сказывается на их настроении. В каждой группе имеются математические пособия с учетом возрастных особенностей детей. Для реализации разделов ''количество и счет'', ''форма'', ''величина'' в группах имеется материал – счетная лесенка, разноцветные пирамидки, геометрические пеналы, счетный материал, набор цифр, предметные и сюжетные картины для решения арифметических задач; набор геометрических фигур (пластмассовые, деревянные разной формы, величины, конфигурации, цвета). Для развития логического мышления собран разнообразный материал: логические задачи и загадки, ребусы, кроссворды и т.д. Геометрические мозаики, занимательные книги по математике. В дошкольном образовательном учреждении созданы условия для развития у детей элементарных естественно – научных представлений, имеется материал для элементарной опытно – экспериментальной деятельности детей: глобус, карты, наборы открыток и иллюстраций, магниты, микроскопы, лупы. Во всех возрастных группах созданы условия для речевого развития детей. Речевые уголки наполнены наглядно дидактическим материалом: об окружающей действительности; наборы иллюстраций – о временах года, профессиях, о транспорте, о родном городе, о животном мире, о советских и зарубежных писателях. В каждой возрастной общеразвивающей группе созданы логопедические уголки с дидактическими играми, наглядно-иллюстративным материалом по лексическим темам, зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, чистоговорками, карточками и сюжетными картинками для работы над фразой, упражнениями для поддувания и артикуляции, считалками, различными пособиями для развития зрительной памяти и фонематического слуха. Для формирования трудовых навыков в ДОУ используют определенный инвентарь: грабельки, лопаточки, палочки – копалочки, лейки, пульверизаторы, ведерки, совочки, фартуки. Имеются ящички для посадки растений, семян, цветов. Для ручного труда имеется природный материал: листья, желуди, шишки, сушеные семена. Группы украшают совместные работы педагогов и детей из природного материала, ткани, бумаги, бросового материала, картона и др., что способствует развитию творческих способностей детей. Для патриотического воспитания детей созданы уголки, где расположен разнообразный материал: значки, государственная символика, плакаты ''Российской Федерации'', фотографии - мой родной город и др.В соответствии ФГОС ДО в Центрах краеведения выполнена подборка материалов по ознакомлению дошкольников с понятиями Родина – Россия, с флагом, гербом Российской Федерации. Для ознакомления детей с космосом и Вселенной собрана познавательная литература, карта звездного неба, макеты Вселенной, земного шара (глобус), детские поделки космических кораблей, луноходов. В дошкольном учреждении есть материал по ознакомлению детей с правилами личной безопасности: картины, плакаты, игры («Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Час Пик», «Как избежать ситуаций» и др.), правила дорожного движения, дорожные знаки, светофор, литература по правилам дорожного движения. В каждой группе по изодеятельности созданы художественно – эстетические уголки: альбомы с хохломской росписью, городецкой росписью, дымковской росписью, жостовский букет, сказочная гжель, филимоновские свистульки. В уголках находятся демонстрационный и раздаточный материал: альбомы с разными видами росписей, карандаши цветные, фломастеры, краски, гуашь, альбомы для рисования, трафареты, раскраски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, кисти разной фактуры. В центрах творчества имеются альбомы, подборка открыток, книги по искусству, образцы элементов народной росписи (хохломская, дымковская, Урало-Сибирская), репродукции картин и портреты художников. В группах организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок). В дошкольном учреждении создана эколого – развивающая предметная среда. В каждой группе оборудованы «Экологические уголки», подобран наглядный материал: наборы гербариев; дидактические игры по ознакомлению детей: с дикими и домашними животными; перелетными и зимующими птицами; деревьями и кустарниками, и т.д. Имеются необходимые комнатные растения, коллекции камней, шишек, картины о природе, что способствует эстетическому оформлению помещения, а также помогает воспитателю решать задачи экологического воспитания детей. Для ознакомления с окружающим подобран необходимый материал, знакомящий детей с историей, культурой, трудом, бытом, с техническими достижениями человека. В старших группах оформлены уголки краеведения, где представлены фотографии старого и нового Екатеринбурга, герб города, области, собрана библиотека уральских писателей. В каждой возрастной группе созданы микро - методкабинеты, в которых имеются дидактические игры, методическая и художественная литературы, пособия. Для физического развития детей в каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и индивидуальной работы. Есть приспособления для закаливания, самомассажа, профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Для организации и проведения физкультурной непосредственно образовательной деятельности, досугов, спортивных праздников функционирует физкультурный зал. Зал скамейками разной высоты, оборудованием для подлезания, детскими тренажерами. Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. В группах физкультурные уголки дополнены массажными мячами, ребристыми ковриками, мешочками с песком для развития моторики, тренажёром «Шагаем вместе» для развития координации движения, набором необходимого оборудования для гимнастики и подвижных игр: кольцебросы, кегли, обручи, скакалки, флажки, воланы, магнитный дартс, маски для подвижных игр и др. Центром художественно-эстетического развития является музыкальный зал. В распоряжении музыкального руководителя электронное фортепиано, музыкальный караоке - центр, наборы детских музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры, пособия, детские костюмы, макеты, ширмы, программно-методическое обеспечение. Педагоги приобщают детей к театрально-игровой деятельности. С этой целью в группах оформлены театральные мини-центры. Теневые, пальчиковые, плоскостные, би-ба-бо, варежковые, баночные театры представлены для развития детей в театрализованной деятельности. Изготовлены ширмы для показа спектаклей, костюмы, шапочки, маски для разыгрывания сценок, наборы кукол. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС уделяется внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.