ДООП Фанкластик 3-4 года

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 277
620010, г. Екатеринбург, ул. Бородина 2а,
телефон: +7 (343) 258-58-32, 258-58-32, эл. адрес: mdou277@eduekb.ru
ИНН 6679037731 КПП 667901001

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБДОУ детского сада № 277
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ детского сада № 277
___________ Е.О. Мышкина
Приказ № 79-од от 30.08.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «ФАНКЛАСТИК»
Направленность: техническая.
Возраст участников: от 3 до 4 лет.
Срок реализации - 1 год.

Автор-составитель:
Новикова Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ........................................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы ...................................................................................................... 5
1.3. Содержание программы ......................................................................................................... 6
1.4. Планируемые результаты .................................................................................................... 11
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ .................................................. 11
2.1. Календарный учебный график ............................................................................................ 11
2.2. Условия реализации программы ......................................................................................... 12
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..................................................... 12
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................................... 14

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фанкластик»
технической направленности, разработана в соответствие с новыми требованиями в
образовании, отраженных в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
года № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
5. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
заказом.
8. Положение о платных образовательных услугах МБДОУ детского сада № 277.
9. Устав МБДОУ детского сада № 277.
Направленность: программа «Фанкластик» нацелена на интеллектуальнотворческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах
деятельности с применением оригинального конструктора «Фанкластик».
Ведущий вид детской активности в программе «Фанкластик» - конструирование
как универсальная деятельность, связанная с решением интеллектуальной задачи в
художественной форме и нацеленная на создание творческого продукта (игрушки,
фигурки, постройки, инструмента, оборудования и др. конструкций).
Актуальность. Программа разработана в ответ на вызовы нового времени,
изменяющие отношение взрослых к миру детства. В этом изменяющемся отношении
отражены новые цели и смыслы образования, которые связаны с образом будущего.
Педагоги и психологи, социологи и культурологи, футурологи и философы все больше
убеждаются в том, что будущее каждой страны и планеты в целом зависит от уровня
развития мышления и креативности растущего человека.
Вот почему креативное мышление рассматривается в наши дни как одна из
высших ценностей, имеющих универсальный характер и значимых для каждого
человека. Креативное мышление предполагает синхронизацию активности двух
полушарий мозга, гармонизацию отношений человека с окружающим миром и самим
собой — своим «Я» и сокровенным миром личности.
Творческое мышление успешно развивается в условиях интеграции
интеллектуальной
и
художественной
деятельности.
Наибольший
эффект
интеллектуально-творческой интеграции наблюдается на первом уровне образования,
3

если
создается
мотивирующая
образовательная
среда
разрабатываются
индивидуальные образовательные маршруты, учитывающие индивидуальные
особенности каждого ребенка.
Отличительные особенности программы, новизна.
Новизна программы состоит в реализации авторской программы нового
поколения «Фанкластик: весь мир в руках твоих» И.А. Лыковой, направленной на
интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированной
деятельности
с
применением
современного
оригинального
конструктора
«Фанкластик».
Фанкластик – принципиально новый, изобретённый и производимый в России
конструктор, имеющий уникальные характеристики и не имеющий аналогов в мире по
типу соединения деталей. Конструктор имеет широкие возможности для
моделирования и позволяет за одно занятие создавать масштабные конструкции:
готовый результат за одно занятие. Конструктор позволяет включить ребенка, как в
индивидуальное, так и групповое моделирование с заданиями на конструирование
моделей с возрастающим уровнем сложности в соответствии с возрастными
возможностями дошкольного периода. Конструктор Фанкластик, благодаря своим
универсальным свойствам соединять детали любым способом в любом направлении и
благодаря использованию различных способов конструирования (по схеме, видео,
фото, модели, заданной теме и собственному замыслу) помогает развивать разные типы
мышления и универсальные навыки, которые впоследствии помогут ребенку
реализовать себя в самых разных сферах деятельности.
Программа ориентирована на поддержку разнообразия детства. Системнодеятельностный подход предполагает чередование умственных и практических
действий ребёнка. Интеграция познавательной и художественной деятельности
выступает системообразующим условием — это целенаправленный перевод
информации из одной образовательной области в другую, с «языка» понятий на «язык»
художественных образов.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью
интеллектуально-творческого развития дошкольников. Интеллектуально-творческое
развитие понимается как интегрированный процесс качественного изменения
познавательной активности, творческого мышления и креативных способностей,
определяющих готовность/способность ребенка находить новые способы деятельности
и создавать оригинальный продукт (идею, решение, композицию, художественный
образ и др.).
Адресат общеразвивающей программы. Воспитанники 3-4 лет.
Режим
занятий,
периодичность
и
продолжительность
занятий.
Продолжительность одного академического часа – 15 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут. Общее количество – 2 раза в неделю по 2 часа, 8 занятий в
месяц.
Объем программы: 72 занятия.
Срок освоения программы 2 года.
Формы реализации программы. Очная. Форма организации занятий
групповая, но также предполагается подгрупповое и индивидуальное взаимодействие.
Уровень сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие,
презентация, мастер-класс, анализ деятельности детей, практическое задание, участие в
творческих конкурсах.
4

Возрастные характеристики особенностей развития детей каждой возрастной
подгруппы в соответствии с профилем программы:
3-4 года. Ребенок четвертого года жизни имеет опыт конструирования из разных
материалов. Он различает, правильно называет и самостоятельно использует по
назначению основные детали; осмысленно конструирует, рассматривает и свободно
обыгрывает свои постройки (дорога, забор, мостик, домик, башня и др.), созданные
индивидуально или в сотворчестве с близким взрослым, дополняет сооружение в
соответствии со своим замыслом (превращает кресло в диван, возле домика размещает
дорожку и заборчик).
В соответствии с возрастными возможностями программой предусмотрено
создание образовательных ситуаций для освоения детьми 3-4 лет новых способов
конструирования. Дети экспериментируют со строительным материалом, исследуя его
физические и конструктивные свойства. Педагог показывает разные варианты положения
деталей в пространстве.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного
возраста в конструктивной деятельности с применением конструктора «Фанкластик».
Задачи:
Обучающие
1. Установление ассоциативных связей между реальными предметами и
отображающими их конструкциями (стол, стул, диван, кроватка и др.);
целенаправленное рассматривание и создание простейших построек (дорожка,
заборчик, башня, дом, мост и др.).
2. Ознакомление с базовыми строительными деталями — узнавание, различение,
правильное называние, свободное использование по назначению с учетом
характерных признаков и свойств.
3. Создание условий для конструирования и обыгрывания построек:
 из одинаковых (дорожка, заборчик, мостик из деталей и др.) или
различных (стол, дом, кроватка) деталей;
 линейных (дорожка, мост) и замкнутых (забор, загородка, колодец);
 горизонтальных (дорожка, клумба) и вертикальных (башня, дом).
4. Содействие освоению базовых способов конструирования: соединение,
приставление, наложение полное, наложение частичное, размещение деталей
впритык или на некотором расстоянии друг от друга и др.
5. Обогащение опыта обследования материалов и деталей, сравнения друг с другом и
экспериментирования с ними для выявления характерных качеств, апробации
освоенных способов и поиска новых.
Развивающие:
1. Развитие художественного восприятия, творческого воображения, нагляднообразного и элементов логического мышления.
2. Развитие универсальной способности видеть целое раньше частей, свободно
перемещаться по информационным полям и выходить за пределы наличной
(заданной) ситуации (подготовительная группа).
3. Поддержка креативности (подготовительная группа), активности, инициативы,
самостоятельности с учётом возрастных, гендерных, индивидуальных
особенностей каждого ребенка как творческой личности.
Воспитательные:
1. Воспитание творческой инициативы.
5

2. Освоение детьми доступных им видов деятельности и способов поведения.
3. Поощрение стремления детей действовать свободно, уверенно, не боятся
проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение,
оценить ситуацию или поступок).
4. Накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного
взаимодействия с ровесниками, когда дети объединяются по интересам в пары,
малые или большие группы.
5. Обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания,
заботы, эмпатии.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план.
№ п/п

Название раздела, темы

1

Дорожки
Вот какие разные у нас
дорожки
Как узкая дорожка стала
широкой
Как дорожка превратилась
в лабиринт
Как обычная дорожка
превратилась в сказочную
Кустики
Вот какие красивые
кустики!
Как подул ветер и с
кустика полетели листики
Тучки и дождик
Вот какие тучи!
Как из большой тучи
пошел разноцветный
дождь!
Как капельки
превратились в струйки
дождя?
Заборчик
Вот какие разные у нас
заборчики!
Как низкий заборчик стал
высоким?
Как на заборчике
открылись ворота.
Ёлка, гирлянды, игрушки
Вот какая у нас елочка!
Вот какие разные у нас
елочки.
Как мы вместе
сконструировали

1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2

3.3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3

Количество часов
Всего Теория Практика
8
2
6

Формы аттестации /
контроля

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

6

1

3

3

0,5

2,5

Анализ работ

3

0,5

2,5

Анализ работ

7
3

1,5
0,5

5,5
2,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

7

1,5

5,5

3

0,5

2,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

8
2

2
0,5

6
1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

6

Анализ композиции,
работ

5.4
6
6.1
6.2
6.3

6.4
7
7.1
7.2
7.3
7.4
8
8.1
8.2
8.3
8.4
9
9.1
9.2
9.3
9.4
10

елочную гирлянду.
Вот какие у нас елочные
игрушки!
Лесенка, железная дорога,
горка
Вот какая у нас лесенка!
Как лесенка превратилась
в железную дорогу.
Как лесенка превратилась
в горку.
Разноцветные ледянки
(опыт соединения
деталей вместе с
педагогом).
Коврик, лавочка, стол
Пестрый коврик
Как коврик превратился в
полосатую дорожку
Вот какие у нас лавочки
(по сюжету сказки
«Лисичка со скалочкой»)
Как лавочка превратилась
в стол
Цветок, солнышко
Вот какой у нас цветок
Красивый цветок для
мамочки
Разноцветные лучи
Солнышко-колоколнышко
Мостики, лодочки
Вот какие у нас мостики
Как узкий мостик стал
широким
Как опасный мостик стал
безопасным
Вот какие у нас лодочки
Вот какие красивые у
нас клумбы

0,5

1,5

8

2

6

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

8
2

2
0,5

6
1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

8
2

2
0,5

6
1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2
2
8
2

0,5
0,5
2
0,5

1,5
1,5
6
1,5

Анализ работ
Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Анализ работ

2

0,5

1,5

Выставка работ

1

0

1

Выставка работ

11

Праздничный салют

1

0

1

12

Разноцветные бабочки
Вот поезд наш едет,
колеса стучат

1

0

1

1

0

1

13

Анализ работ

2

Анализ работ

Анализ композиции,
работ
Выставка работ
Анализ композиции,
работ

Содержание учебного (тематического) плана
1. Дорожки
1.1. Вот какие разные у нас дорожки
Теория: знакомство с деталями Фанкластик: брусок, квадратик и палочка. Линейный
способ размещения деталей в пространстве.
Практика: конструирование дорожки способом «выкладывание деталей впритык».
7

1.2. Как узкая дорожка стала широкой
Теория: усложнение линейного способа размещения деталей путем переворота детали в
пространстве и путем достраивания второго ряда деталей
Практика: выкладывание двухполосных дорожек освоенными способами.
1.3. Как дорожка превратилась в лабиринт
Теория: базовые строительные детали - узнавание, различение, правильное называние,
свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств.
Геометрические фигуры, линии: прямые, изогнутые, кривые, замкнутые.
Практика: конструирование дорожки с поворотами
1.4. Как обычная дорожка превратилась в сказочную
Теория: Преобразование прямой дорожки в кривую базовыми способами приставление,
прикладывание. Связь конструкций с реальными объектами (дорожка лесная, полевая).
Практика: конструирование длинной дорожки из разных предметов: гибких бытовых
предметов и материалов (шнурков, ленточек), конструктора Фанкластик, создание
сюжетной композиции (дорожка в лесу).
2. Кустики
2.1. Вот какие красивые кустики!
Теория: Базовые способы конструирования: выкладывание, приставление, поворот
деталей. Перенос представления о вертикальной постройке в плоскостное изображение.
Понятия «куст», «колючий» и «шиповник».
Практика: конструирование кустика на плоскости с применением длинных и коротких
деталей
2.2. Как подул ветер и с кустика полетели листики
Теория: Понятия: слякоть, листопад, пасмурно. Базовые
способы:
выкладывание,
приставление, поворот деталей.
Практика: конструирование кустиков.
3. Тучки и дождик
3.1. Вот какие тучи!
Теория:
Базовые
способы
конструирования:
выкладывание,
приставление,
коллажирование. Перенос представления о вертикальной постройке в плоскостное
изображение.
Практика: Конструирование-коллажирование - заполнение силуэтов тучек деталями
Фанкластик.
3.2. Как из большой тучи пошел разноцветный дождь!
Теория: Выкладывание способом «приложение». Понятия: косой дождь, ливень, гроза,
непогода.
Практика: конструирование-коллажирование большой тучи и капель дождя.
3.3. Как капельки превратились в струйки дождя?
Теория: Базовые способы конструирования: выкладывание, приставление. Освоение
способа плоскость-плоскость. Принцип трансформации — изменение постройки на
основе выявления ее конструктивных и функциональных особенностей.
Практика: соединение деталей с помощью педагога, капельки дождя превращаются в
струйки.
4. Заборчик
4.1. Вот какие разные у нас заборчики!
Теория: изменение постройки в длину разными способами: 1) добавление деталей, 2)
раздвижение деталей, 3) поворот деталей с длинной стороны на короткую. Новый способ
— размещения деталей на равном расстоянии друг от друга в линейной композиции.
Практика: конструирование разных типов заборчиков.
4.2. Как низкий заборчик стал высоким?
Теория: Замена одних деталей другими. Зачем нужны низкие заборчики, а зачем высокие?
Практика: конструирование заборчиков, трансформация постройки.
8

4.3. Как на заборчике открылись ворота.
Теория: Постройки могут изменяться в длину разными способами: 1) добавление деталей,
2) раздвижение деталей, 3) поворот деталей с длинной грани на короткую, 4) сочетание
двух или трех способов одновременно. Заборчик — это постройка для защиты, поэтому
она похожа на стену. Ворота нужны для входа и выхода.
Практика: постройка и трансформация заборчика.
5. Ёлка, гирлянды, игрушки
5.1. Вот какая у нас елочка!
Теория: размещение симметричных деталей углом. Строение елки (ствол и ветки). Способ
симметричного конструирования (от ствола ветки идут в обе стороны).
Практика: конструирование елочки по образцу на плоскости.
5.2. Вот какие разные у нас елочки.
Теория: приметы зимы: мороз, снег, катание на коньках, санках, празднование Нового
года.
Практика: создании своего варианта елки.
5.3. Как мы вместе сконструировали елочную гирлянду.
Теория: знакомство с новым способом соединения деталей защелками. Понятия
новогодний праздник, гирлянда.
Практика: конструирование гирлянды.
5.4. Вот какие у нас елочные игрушки!
Теория: Соединение деталей с помощью защелок. Назначение ёлочных игрушек.
Практика: конструирование новогодних игрушек по образцу.
6. Лесенка, железная дорога, горка
6.1. Вот какая у нас лесенка!
Теория: назначение лесенки. Базовые способы конструирования: 1) Выкладывание.
Перенос вертикальной постройки в горизонтальную плоскость. 2) Плоскостное
соединение деталей. Закрепление и попытка работать в паре.
Практика: конструируют лесенку одним из предложенных вариантов (выкладыванием или
соединением).
6.2. Как лесенка превратилась в железную дорогу.
Теория: Представление о сходстве конструкций шведской лесенки и железной дороги.
Принцип трансформации. освоение нового способа конструирования из брусков разной
длины.
Практика: конструирование железной дороги (выкладывание деталей на некотором
расстоянии друг от друга или плотно прижимая одну к другой).
6.3. Как лесенка превратилась в горку.
Теория: представление о лесенке и горке, их строении и назначении. Способы создания
вертикальных построек, новый способ соединения деталей: плоскость-торец.
Практика: конструирование и преобразование лесенки в горку.
6.4. Разноцветные ледянки (опыт соединения деталей вместе с педагогом).
Теория: Понятия санки, ледянки, кататься. Плоскостное соединение деталей.
Практика: конструирование льдинок.
7. Коврик, лавочка, стол
7.1. Пестрый коврик
Теория: Выкладывание, соединение деталей плоскость-плоскость
Практика: конструирование коврика для питомца по образцу и собственному замыслу.
7.2. Как коврик превратился в полосатую дорожку.
Теория: Дорожная разметка пешеходного перехода-«зебра». Понятия светофор, дорога,
машины. Трансформация постройки.
Практика: конструирование коврика, трансформация в полосатую дорожку.
7.3. Вот какие у нас лавочки (по сюжету сказки «Лисичка со скалочкой»)
Теория: сооружение элементарных построек по образцу, строить простейшие устойчивые
9

перекрытия
Практика: конструирование лавочки для игрушек по образцу.
7.4. Как лавочка превратилась в стол
Теория: Соединение плоскость-торец; принцип трансформации постройки.
Практика: конструирование лавочек и стола.
8. Цветок, солнышко
8.1. Вот какой у нас цветок
Теория: Выкладывание и конструирование способами плоскость-плоскость и плоскостьторец. Понятия: подснежники, ромашки, тюльпаны. Признаки весны: ручьи, тает снег,
первые цветы, солнышко ярко светит.
Практика: конструирование цветка по образцу.
8.2. Красивый цветок для мамочки
Теория: Выкладывание, конструирование плоскость- плоскость и плоскость- торец
Практика: конструирование цветка.
8.3. Разноцветные лучи
Теория: соединение деталей, используя защелки.
Практика: Конструирование лучиков солнца.
8.4. Солнышко-колоколнышко
Теория: способ соединения деталей с помощью защелок. Новые слова: Солнышкоколоколнышко, круг, окружность, светить ярко.
Практика: конструирование солнышка.
9. Мостики, лодочки
9.1. Вот какие у нас мостики
Теория: Фигуры: брусок, квадратик, палочка. Понятия: один и много; длинный
- короткий, узкий - широкий, большой - маленький.
Практика: конструирование мостика по образцу.
9.2. Как узкий мостик стал широким
Теория: принцип трансформации узкого мостика в широкий.
Практика: конструирование мостика широкого и узкого.
9.3. Как опасный мостик стал безопасным
Теория: поиск способов создания более удобного и безопасного мостика — со спуском,
лесенкой и перилами.
Практика: конструирование безопасного мостика.
9.4. Вот какие у нас лодочки
Теория: способ соединения деталей плоскость-плоскость и плоскость-торец.
Практика: конструирование лодочек.
10. Вот какие красивые у нас клумбы
Теория: Способ соединения плоскость-плоскость, выкладывание. Внешний вид и
использование клумбы.
Практика: конструирование клумбы.
11. Праздничный салют
Теория: подборка способа конструирования для передачи представления о салюте:
выкладывание огоньков из квадратиков, хвостиков из палочек.
Практика: коллективная композиция «Праздничный салют».
12. Разноцветные бабочки
Теория: Бабочки. Выкладывание, использование защелок.
Практика: конструирование бабочки.
13. Вот поезд наш едет, колеса стучат
Теория: Способ соединения деталей плоскость-плоскость. Защелки. Поезд, вагончики,
железная дорога.
Практика: конструирование железной дороги и длинного поезда из вагончиков.
10

1.4. Планируемые результаты
Предметные:
к четырем годам ребенок:
 осмысленно создает и свободно обыгрывает несложные постройки (дорожка,
забор, клумба, мостик, лесенка, диванчик, кресло, стол, стул, башня, домик,
гараж, горка, поезд, кораблик и др.), понимает связь между постройками и
реальными сооружениями или бытовыми предметами;
 владеет базовыми способами конструирования: размещает детали в
пространстве таким образом, чтобы при их соединении получалась задуманная
конструкция — горизонтальная или вертикальная, линейная или замкнутая
(ставит, кладет, накладывает друг на друга, приставляет детали);
 различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению
основные строительные детали;
 понимает зависимость формы, величины, красоты и устойчивости
конструкции от особенностей деталей (форма, цвет, количество, размещение в
пространстве); может делать адекватные замены деталей;
 самостоятельно экспериментирует с различными деталями и материалами;
исследует их внешние свойства (форма, плотность, пластичность, цвет);
создает несложные конструкции по предложенной теме, творческой задаче
или своему ассоциативному замыслу.
Метапредметные результаты:
 умеет видеть целое (конструкцию) и его части: устанавливать связь между
конфигурацией и назначением; определять пространственное положение элементов
и понимать логику конструкции (выделять опорные детали и узлы крепления;
учитывать запас прочности для адекватного изменения постройки); использовать
детали с учётом их конструктивных свойств; заменять одни детали другими в
разных комбинациях; находить творческие решения; не бояться апробировать
варианты, замечать и своевременно исправлять ошибки, оценивать результат своей
и совместной с другими детьми деятельности.
 имеет опыт создания различных конструкций для обустройства игрового, бытового
и образовательного пространства детского сада, праздничного оформления
интерьера и благоустройства участка детского сада (игрушки, игровые и
спортивные атрибуты, элементы костюма, предметы интерьера, сувениры,
подарки).
Личностные результаты:
 Основная линия развития ребенка в конструктивной деятельности - его творческое
самоопределение: ребенок осваивает общекультурные способы создания
конкретных предметов или композиций, учится выражать свои мысли (замыслы,
идеи, планы, проекты, оценки) и свободно переносит их в разные содержательные
контексты, наделяя культурными и личностными смыслами. Он приобретает опыт
освоения, трансляции и развития культуры на доступном уровне.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Всего
Количество
Период
окончания
обучения по
учебных
учебных
обучения
обучения по
программе
недель
часов
программе
1 полугодие 02 сентября
28 декабря
17
34
2 полугодие

08 января

30 мая

21
11

38

Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 2 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: Детские стулья, столы, шкаф для
хранения методических материалов и документации, стеллаж для хранения конструктора.
Ноутбук, проектор с экраном, МФУ, ламинатор. Детский конструктор Fanclastic. Набор
«Мидикластика», для детей возраста 6+. Детский конструктор Fanclastic. Набор
«Фанкластик: весь мир в руках твоих 6-7 (8)», для детей возраста 6+.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа осуществляется
педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Методические материалы: Дидактический материал: пошаговые инструкции по
сборке моделей (в бумажном виде). Наглядный и демонстрационный материал: наборы
иллюстраций, картинок разной тематики. Атрибуты и игрушки
для
обыгрывания
построек: ленточки, шнурочки цветные, машинки, дикие животные, домашние животные,
фигурки людей (семья), фигурки людей (профессии). Лыкова И.А. Парциальная
программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста
«Фанкластик: весь мир в руках твоих (Познаем, конструируем, играем)». Вариант плановконспектов занятий по конструированию на базе авторской программы д.п.н. Лыковой
И.А. «ФАНКААСТИК: «ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ» старшая группа детского сада: 56 лет. Составители: к.п.н. Мышанская Н.А., Скворцов А.В., Карпенко Е.П. Вариант
планов-конспектов занятий по конструированию на базе авторской программы д.п.н.
Лыковой И.А. «ФАНКААСТИК: «ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ» Подготовительная
группа детского сада: 6-7 лет. Составители: к.п.н. Мышанская Н.А., Скворцов А.В.,
Карпенко Е.П. Учебно-методический материал содержится на сайте производителя
наборов Фанкластик http://fanclastic.ru
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста представлена в
Стандарте дошкольного образования в двух формах диагностики - педагогической и
психологической. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития
детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для
получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей.
При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития
детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он
может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне
актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации
Программы. (Комментарии к разделу III пункта 3.2.3 ФГОС ДО)
Педагогическая диагностика нужна, чтобы:
 индивидуализировать образовательный процесс;
 построить его в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями
каждого ребенка;
 эффективно осуществить педагогическую поддержку детей;
 построить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка и
одновременно оптимизировать работу с группой детей.
Основными формами контроля являются наблюдение, анализ работ, выполненных
детьми, анализ деятельности (процесс конструирования и отношение детей к этой
деятельности), участие детей в выставках, фестивалях и конкурсах.

12

Педагогическая диагностика проводится в начале (сентябрь) и в конце учебного
года (май). Текущий контроль осуществляется при выполнении детьми различных видов
заданий на каждом занятии.
Для текущей диагностики анализируется не только достигнутый результат в его
соответствии творческому замыслу (цели, теме, задаче, условию или ряду условий,
макету, чертежу), но также эмоционально- ценностное отношение ребенка к творческой
деятельности и ее продукту (постройке, фигурке, рукотворной игрушке, композиции,
инсталляции).
Для организации текущего контроля можно использовать систему оценки,
предложенную Ловягиным С.А., но в более упрощённой форме, с учётом специфики
дошкольного периода, а также рекомендаций, представленных авторами программы И.А.
Лыковой «Фанкластик: весь мир в руках твоих».
На каждом занятии дети выполняют одно или несколько заданий, служащих
одновременно средством оценивания (в учебном плане программы представлено как
«Анализ работ»). Выполняя задания, ребёнок осваивает широкий набор умений,
перечисленных в списке планируемых результатов конкретно для каждого возраста
(представлено в разделе «планируемые результаты» настоящей программы).
Процесс и результат выполнения каждого задания оценивается педагогом и
заносится в таблицу. При этом под оценкой понимается качественная характеристика
выполнения задания.
1. Фиксируется уровень успешности и самостоятельности выполнения задания: на
уровне дошкольника - достигнутый результат в его соответствии творческому
замыслу (цели, теме, задаче, условию или ряду условий, макету, чертежу).
2. Эмоционально-ценностное отношение ребенка к творческой деятельности и ее
продукту (постройке, фигурке, рукотворной игрушке, композиции, инсталляции).
3. Также педагог оценивает, какие проблемы и трудности возникли у ребенка в
процессе выполнения каждого задания.
4. Отдельное внимание обращается на фантазию, которую проявляет (или не
проявляет) ребенок в процессе конструирования, а также на сколько он
изобретателен в решении конструкторских задач. Оценка творческих способностей
(фантазии и креативности) также может фиксироваться в таблице, в отдельном
столбце.
5. Важный параметр оценивания: умение ребенка (старший дошкольный возраст)
читать чертежи и схемы и выполнять задание по технологической карте.
Все отмеченные стороны оценивания имеют качественный характер, и педагог
может проводить и даже фиксировать (описывать) результативность выполнения каждого
задания каждым ребенком во время его самостоятельной работы в процессе выполнения
заданий. Поскольку образовательный процесс построен в основном на такой форме
работы, у педагога есть возможность делать пометки и фиксировать не только результаты
работы детей, но и сам процесс, в том числе на фото- или видеокамеру (с письменного
согласия родителей). В любом случае все результаты работы фиксируются на фотокамеру.
После каждого занятия в специальной таблице текущего контроля педагог
фиксирует уровень успешности выполнения заданий для каждого ребёнка.
Для выявления положительной динамики и фиксации уровня достигнутого
результата можно использовать удобные для педагога условные обозначения: «-», «-/+»,
«+/-», «+», но в нашем случае предпочтительнее цветовая.
В таблице текущего контроля в первую очередь фиксируется степень освоения тех
результатов, на формирование которых направлены задания. В конце года подводится
итог освоения программы каждой возрастной группой с учётом достижения планируемых
результатов.

13

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и методическая литература
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва,
1925. - 212 с.
2. Волосовец, Т. В. Детствосбережение в дошкольном образовании: Концептуальные
основы развития образования в интересах детства: Монография. - М.: ФГБНУ
ИИДСВ РАО, 2018. - 114 с. [Электронный ресурс]
URL: //
http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/6561detstvosberezhenie-v-doshkolnomobrazovanii.pdf (дата обращения 24.08.2024).
3. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: вопросы
психологии ребёнка дошкольного возраста // Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В.
Запорожца. - М. - Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. - С. 34-64.
4. Лыкова, И.А. Динамика развития детского конструирования // Научнометодический журнал «Управление ДОУ». - 2017. - № 4. - С. 70-81.
5. Лыкова, И.А. Многообразие детства в эпоху стандартов: миф или реальность? //
Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». - 2016. - №4. - С.
6-23.
6. Лыкова, И.А. От содействия к сотворчеству - вектор развития взаимоотношений
детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада // Научнометодический журнал «Детский сад: теория и практика». - 2015. - №12. - С.6-33.
7. Лыкова, И.А. Система методов художественно-эстетического развития детей:
навигатор для воспитателей детского сада и педагогов дополнительного
образования // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». —
2017. - №10. - С.38-48.
8. Лыкова, И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»: Монография. - М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2019. - 104 с.
9. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный
подход и возможные трактовки. // Научно-методический журнал «Детский сад:
теория и практика». - 2015. - №5. - С.6-18.
Литература для родителей
1. Лыкова И.А. Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей
дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих (Познаем,
конструируем, играем)».
2. Вариант планов-конспектов занятий по конструированию на базе авторской
программы д.п.н. Лыковой И.А. «ФАНКААСТИК: «ВЕСЬ МИР В РУКАХ
ТВОИХ» Старшая группа детского сада: 3-4 лет. Составители: к.п.н. Мышанская
Н.А., Скворцов А.В., Карпенко Е.П.
3. Учебно-методический материал содержится на сайте производителя наборов
Фанкластик http://fanclastic.ru

14


Наверх

Сайт использует файлы cookie.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».