Познавательно-исследовательский проект

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 277

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект
«Загадки комнатных растений»
(старшая группа)

Воспитатель: Иванова Ольга Юрьевна, 1КК

Екатеринбург
2017 г.

Актуальность
Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших
природоохранных

технологий.

Эффективность

природоохранных

мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения,
особенно актуально это для подрастающего поколения.
Настоящей работой я хочу

обратить внимание на такую проблему как

развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира,
повышения

экологической

грамотности

детского

населения,

которая

существует в любом промышленном городе.
Большую

роль

в

экологическом

дошкольников играет практическая
Теоретические

знания,

и

полученные

образовании

исследовательская
на

занятиях

старших
деятельность.

дополнительного

образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления
происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать,
анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для
природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по
созданию зелѐного уголка группы позволит детям и родителям под
руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но
и по собственным наблюдениям.
Данный проект поможет детям проявить свою творческую активность, самим
построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать
ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего
дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима.
Сформировался

коллектив

педагога,

родителей

заинтересованных

в

положительном результате и детей увлечѐнных экологической темой.
Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные
задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки.
Привлечь к этой работе большее количество учащихся и родителей.
Участники проекта - дети, родители.

Тип проекта - практико-ориентированный, краткосрочный.
Цель
1. Способствовать формированию у старших дошкольников желания и
способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать
чувство ответственности за порученное дело.
2. Активное сотрудничество родителей в процесс проекта.
3. Расширение зеленого уголка в группе детского сада.
Задачи проекта.
Образовательные.
- способствовать расширению знании детей о комнатных растениях;
-способствовать

сформированию

представлении

об

значимости

комнатных цветов;
- развить практические навыки ухода за комнатными растениями.
Воспитательные
- воспитание любви к природе родного края, воспитание наблюдательности и
бережного отношения к растениям;
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Материальные.
- улучшение экологической среды группы, объединение усилий педагога,
детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
Для начала попытаться найти ответы на три вопроса.
Что дети знают.
1. Растения очищают воздух дома.
2. Многообразие комнатных цветов.
3. Растениям нужен свет и вода
Что хотят узнать.
1. Как правильно садить и ухаживать.
2. Больше узнать о своѐм любимом комнатном растении.
3. Как размножаются
Где можно узнать?
1. В энциклопедии.

2. Просмотр познавательных передач.
3. Спросить у взрослых.
4 В интернете
Формы и методы работы:
Центр книги - встреча с работниками детской библиотеки, составление
рассказов про комнатное растение с участием родителей.
Центр науки - посадка ростков комнатных растений в горшки.
Центр движения - Игры «Что изменилось? », «Найди такой же», «Найди
растение по названию», «Угадай по описанию», «Где спряталась матрѐшка?
», «Чего не стало? », «Опиши, я отгадаю».
Центр

искусства

-

выставка

творческих работ детей;

фотовыставка

«Любимые цветы нашего дома».
Условия эффективной реализации проекта.
1. Предполагает совместную деятельность педагога, детей и родителей. У
родителей появляется возможность наблюдать своего ребѐнка во время
социального становления как личности в обществе.
2. Ребята узнают много интересного из жизни растений (исследуют опытным
путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно
ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада
рыхление, полив, прополка).
Проект включает три основных этапа.
1-й

—

подготовительный:

постановка

цели

и

задач,

определение

направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с
детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные
вопросы в разных видах деятельности;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в
самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний,
формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Ресурсы проекта.

1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова
«Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая
литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
2. Уголки природы в группе.
4. Опытнические зоны в группе.
5. Детская библиотека.
Риски.
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта изза большого объема изучаемого материала
План действий по реализации проекта.
Предупреждение рисков.
1. Распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных
направлений

экологического

проекта,

которые

будут

осуществлять

организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему
направлению.
2. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести
в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по
экологическому проекту "Загадки комнатных растений», привлечь родителей
к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение задач, объектов и методов
исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор
оборудования и материалов. Сроки: октябрь 2016года.
2 этап. Собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Сроки: октябрь - ноябрь 2016.
1. Анкетирование детей «Знаем ли мы растения нашего дома? »

2. Использование дополнительных средств источников (энциклопедии,
экскурсия в библиотеку, интернет - информация) .
3. Посадка и уход за цветами в группе детского сада.
4. Презентация комнатного растения.
5. Конкурс детских творческих работ «Мой любимый комнатный цветок»
6.

Конкурс

на

лучший

детский

или

семейный

рассказ

(статью,

стихотворение) про комнатное растение
7. Фотовыставка "Помощники интерьера". Привлечь родителей к участию в
фотовыставке.
3 этап. Обобщающий.
Выпуск сборника «Загадки комнатных растений»

1 этап работы проекта
В нашем детском саду есть дети и взрослые. Растут ли взрослые? А дети?
Кто считает, что он растѐт? Как это можно доказать? В ходе беседы
воспитатель делает вывод о том, что дети в отличие от взрослых растут.

Можно предложить детям измерить свой рост в начале работы по проекту и
по его окончанию, например, с помощью ростомера.
Во время пребывания детей в детском саду воспитатель обращает внимание
детей на то, что растения растут, меняются. После этого воспитатель
объясняет задачи проекта:
- А есть что-нибудь «растущее» в окружающем нас мире? Как узнать, что
они растут? (выслушивает предположения детей). А как вырастают растения
и как это происходит? Именно об этом нам и предстоит узнать, и в этом нам
будут помогать родители. Мы с вами проведѐм очень интересные
исследования, посадим любимые цветы и будем наблюдать.
Может быть, уже кто – то выращивал цветы? И может поделиться своим
опытом.
Создание лаборатории.
Воспитатель вместе с детьми решают, где лучше разместить лабораторию.
Предложить

детям

дома

обсудить

с

родителями,

какое комнатное

растение они будут выращивать или хотели бы вырастить. Дети приносят из
дома горшки, ростки цветков для посадки, рисунок будущего цветка.
Воспитатель предлагает детям устроить аукцион – продажу. Дети в ходе
аукциона обмениваются «покупками». В ходе аукциона «продавец»
рекламирует свой товар.
В

результате

аукциона

выяснилось,

что

дети

мало

знают

про

комнатные цветы, которые они принесли. В результате воспитатель проводит
анкетирование детей «Знаем ли мы растения нашего дома? »

2 этап работы проекта.
Задачи:
1. Поиск дополнительной информации про интересующий комнатный цветок
(просмотр энциклопедии, экскурсия в библиотеку, интернет - сайт).
2. Посадка и уход за цветами в группе детского сада.

3. Презентация комнатного растения.
4. Конкурс детских творческих работ «Мой любимый комнатный цветок»
5.

Конкурс

на

лучший

детский

или

семейный

рассказ

(статью,

стихотворение) про комнатное растение.
6. Фотовыставка "Помощники интерьера". Привлечь родителей к участию в
фотовыставке. Презентация комнатного растения с помощью родителей.
3 этап работы проекта.
Презентация сборника «Загадки комнатных растений» для родителей, в
котором рассказывается:
1. Интересная дополнительная информация
2. Загадки, которые сочинили сами дети в ходе проекта.
3. Викторина между детьми группы "Лучший знаток комнатных растений".

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 277

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект
«Чудо деревья»
(средняя группа)

Воспитатель: Иванова Ольга Юрьевна, 1КК

Екатеринбург
2016 г.

Вид проекта:
групповой, познавательно – исследовательский
Участники:
дети средней группы №2, родители
Реализация проекта:
сентябрь – май 2016-17г.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (9 месяцев).
Актуальность проблемы
Во время прогулки дети увидели на берѐзе зелѐные и жѐлтые листья, и стали
высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы
выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким образом,
возникла проблема «Почему на деревьях листья разные? Что происходит с
ними? ». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о
деревьях в разное время года; развить творческие способности и поисковую
деятельность.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей
детей в процессе реализации образовательного проекта «Чудо деревья»
Задачи проекта:
- познакомить детей с 3 деревьями: берѐза, клѐн и рябина, обратить внимание
детей на форму листьев и окраску в разное время года, а также учить
различать деревья по коре;
- учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;
- формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного
участия в совместной, коллективной работе;
- развивать логическое мышление, речь, кругозор;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе
родного края.
Гипотеза:

Если в течение девяти

месяцев следовать четко намеченному плану, то

можно реализовать все поставленные задачи.
Предмет исследования:
Процесс включения семьи и детей при ознакомлении детей с деревьями, как
средство воспитания любви к природе.
Объяснительная записка:
Реализуя данный проект, можно добиться того, что у детей останется много
разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года.
Решению

поставленных

формы работы с

детьми:

задач

будут

беседы,

способствовать

наблюдения,

разнообразные

дидактические

игры,

экскурсии за пределы детского сада, чтение соответствующей тематике
литературы, сбор гербария.
Предполагаемый результат:
- сформирование знаний о деревьях в разное время года;
- различение деревьев по листьям, плодам и коре;
- самоутверждение личности ребѐнка: снятие зажима, скованности;
- развитие у ребѐнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация
словарного запаса;
- получение удовольствия от выполненной работы в коллективе детей
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме
«Деревья»;
- рассматривание деревьев на прогулке.
- чтение стихов, произведений, рассматривание иллюстраций.
Сотрудничество с семьей:
- консультация с родителями о проекте, «Какие разные деревья»
- создание папки-передвижки для родителей «К нам пришла осень»
- сбор листьев для гербария
- экскурсии за пределы детского сада, рассматривание листьев на деревьях,
сравнивание друг с другом, похожи или нет
- подбор книг, иллюстраций по теме

- праздник «Золотая осень»
Этапы проекта:
1. Организационный
а) подбор и изучение литературы:
б) постановка цели, и разработка содержания учебно-воспитательного
процесса
в) группировка материала, составление плана
2. Практический
а) наблюдения
б) беседы
в) дидактические игры
г) экскурсии и целевые прогулки
д) развивающие, дидактические игры
е) трудовая деятельность
и) продуктивная художественная деятельность
- рассматривание репродукций, картин, открыток
- рисование
- аппликация
- лепка
ж) опытно-исследовательская работа
з)чтение художественной

литературы и

прослушивание

произведений.
3. Заключительный
- итоговая диагностика познавательных процессов
- распространение опыта в детском саду.
- презентация проекта
Приложение:
- виды совместной деятельности
- реализация проекта
- уровень знаний детей

музыкальных

- перспективный план наблюдений за деревьями (берѐза, клѐн, рябина) в
средней группе
Виды совместной деятельности:
- Беседы
- Свободное общение
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций
- Исследовательская деятельность:
наблюдение за листопадом
обследование и рассматривание листьев:
определять форму: круглые, овальные, резные
окраску: оттенки зелѐного, жѐлтого и красного цвета,
неоднородность цвета (пятнистость, полосатость);
величину – использовать в определении более точные градации: мелкие,
крупные, средние листья;
поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий;
плотность и толщину листьев;
- Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры
- Счѐт
- Раскладывание в возрастающей и убывающей последовательности
- По цвету, форме
- Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
- Загадывание загадок
- Рассматривание картин, открыток, иллюстраций
- Экскурсии: по участку детского сада
- Продуктивная деятельность
Центр продуктивной деятельности
- Подборка материалов для изготовления гербария, конструирования
Перспективный план наблюдений за деревьями (берѐза, клѐн, рябина) в
средней группе.

Осень.
1. «Какие разные деревья»
Цель: обратить внимание детей на деревья (берѐзу, клѐн и рябину) и спросить
одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности –
выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев,
строение ствола, на рябине есть ягоды)
2. «Стройная берѐзка»
Цель: показать, что у берѐзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу
большие, а вверху маленькие) и листья, что берѐза очень стройное дерево.
Предложить детям подойти к берѐзе, потрогать еѐ ствол, показать ветви,
изобразить их величину, обойти еѐ кругом, полюбоваться еѐ стройностью и
красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берѐзы
жѐлтые и зелѐные.
3. «Красивый клѐн»
Цель: найти у клѐна ствол и ветки, сравнить с берѐзой. Рассмотреть листья у
клѐна, обратить внимание, что листья резные, очень красивые: желтые,
зелѐные, оранжевые, красные. Обратить внимание, что клѐн очень красивое
дерево. Предложить детям подойти к клѐну, потрогать его ствол, показать
ветви, обойти его кругом, полюбоваться его красотой.
4. «Рябинка»
Цель: найти у рябины ствол и ветки, сравнить с берѐзой и клѐном: отметить,
чем похожи и чем отличаются. Отметить, что листья рябины отличаются от
других. Их на веточке много, листики овальной формы и симметрично
расположены напротив друг друга. Бывают зелѐные, красные, оранжевые,
бордовые. Отметить, что у рябины есть ягоды, которыми питаются птицы
зимой. Спросить, какое дерево им нравится больше, почему. Обойти вокруг
рябинки, полюбоваться еѐ красотой
5. «Кора»
Цель: продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к
ним, уточнить представление о коре и еѐ назначении: защищает от мороза,

солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях: берѐза, клѐн, рябина и отметить
различия. Учить детей определять дерево по коре.
6. «Падают-падают листья… »
Цель: обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья - опали;
опавшие листья: разноцветные, разной формы. Спросить, у всех ли деревьев
одинаковые листья; сравнить листья по цвету, размеру и определить с какого
дерева. Отобрать с детьми самые красивые листья, спросить, почему они
нравятся детям. Предложить детям походить по листьям послушать, как
шуршат; сделать
вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными,
сухими.
7. «Как деревья готовятся к зиме? »
Цель: рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам.
Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают
корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промѐрзнет. А
весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений,
которые после зимы возродятся к жизни.
8. «Из истории использования древесины»
Цель: рассказать детям, что из древесины делают бумагу. Значит, чем дольше
будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в
лесах. Что для этого можно сделать? Надо бережно относиться к книгам,
старые аккуратно заклеить, подшить.
Зима.
9. «Первый снег»
Цель: осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, рябину и клѐн.
Что есть у деревьев? (Ствол, ветки, а на рябинке красные ягоды) Спросить,
почему деревья голые, куда делись листочки, почему? Рассказать, как
изменились деревья и почему? Важно, чтобы дети поняли, что изменения
вызваны уменьшением солнечного света и тепла, наступлением холодов.
Спросить, какие деревья они знают? Поупражнять в различении деревьев по
веткам и стволам.

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов. А. Пушкин
10. «Улицей гуляет Дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берез. »
Цель: обратить внимание детей на обилие снега. Он и на земле, и на
деревьях, и даже кажется, что он в воздухе. А какие деревья растут на
участке? (клѐн, березка, рябинка.) Хорошо ли деревьям оттого, что на их
ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных
морозов, плохо — от тяжести, ветки могут сломаться.
11. «Мороз и солнце – день чудесный»
Цель: рассказать, что в зимнее время деревья находятся в состоянии покоя,
отдыхают, так как очень холодно, мало света, вместо воды — снег.
Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко
ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по
стволу, не наезжать санками.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
12. «Рябинушка-кормилица»
Цель: уточнить знания детей о рябине, отметить, что есть у рябины (ствол,
ветки, гроздья красных ягод). Полюбоваться красотой дерева в зимнее время,
как красиво алеют ягоды на снегу. Объяснить детям какую пользу приносят
эти ягоды (плодами зимой питаются птицы)
Эти ягодки рябиновые
Как камушки, рубиновые
На холмах и на равнинах
Алеют кисти на рябинах.
13. «Оттепель»
Цель: понаблюдать за деревьями в оттепель (как прекрасны деревья с
заледеневшими ветками, как мелодично звенят ими). Объяснить детям, что

на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и
заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон. Подойти к берѐзе
полюбоваться еѐ красотой и послушать мелодичный звон.
14. «Ясная, солнечная погода»
Цель: объяснить, что зимой – в ясную солнечную погоду – кора дерева
тѐплая. В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое,
голубое, стволы у деревьев тѐплые (подойти к деревьям и потрогать кору у
дерева рукой)
15. «Метель»
Цель: показать зависимость состояния деревьев от погодных явлений.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по
земле снежную позѐмку, таким образом, утепляют стволы деревьев. После
метели деревья стоят все белые, занесѐнные снегом. Снег утепляет корни
деревьев, они не замѐрзнут, а весной снег растает и напоит дерево водой,
появятся листочки и дерево оживѐт, проснѐтся от зимней спячки.
Весна.
16. «Что нужно деревьям? »
Цель: углубить представления о том, без чего деревья не могут жить. На
панно, где изображено дерево, постепенно выкладывать рисунки и уточнять
их значимость: солнце (дереву нужен свет и тепло – в марте солнце греет
сильнее) ; капелька воды или облако - без воды деревья погибнут, ей они
питаются; комочек земли – почва (всѐ, что нужно для роста находится в
почве; дождевой червь – он рыхлит почву, чтобы дереву было легче дышать;
ветер, пчела и шмель – они разносят семена, за счѐт чего прорастают новые
деревья; необходим и воздух, но как его изобразить – он ведь прозрачный,
невидимый.
17. «Ещѐ в полях белеет снег… »
Цель: показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение
природы. Снег ещѐ лежит под деревьями, но около стволов появились
воронки – это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У
деревьев скоро начнѐтся сокодвижение. Осмотреть деревья на участке (до

начала сокодвижения, в присутствии детей удалить поврежденные и сухие
ветки. Объяснить, зачем это делается.
18. «Почки»
Цель: посмотреть, как набухают почки на деревьях – «домики листьев».
Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребѐнку набухшие почки:
всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает
свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся.
Рассмотреть почки на берѐзе, клѐне и рябине, определить что они разные,
отличаются: у одних круглые, у других продолговатые, мелкие и крупные. У
берѐзы почки мелкие и продолговатые, а
Набухают почки
Пробиваются листочки
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков
19. «Какие разные эти ветки»
Цель: вместе с детьми срезать 3 ветки: берѐзы, клѐна, рябины и рассмотреть
на них почки, уточнить на какой ветке какие почки. Предложить детям
поставить их в группе в вазу, и понаблюдать на какой из веток появятся
первые листочки
Эти маленькие почки
Распечатает весна.
А пока в них спят листочки
20. «Берѐзовый сок»
Цель: формировать бережное и заботливое отношение к берѐзе. Ранней
весной многие люди собирают берѐзовый сок: делают надрез на коре – и сок
стекает. Рассказать о пользе берѐзового сока для здоровья (сок очень
полезный, он богат витаминами, научить, что после сокосбора замазывать
ранки на стволе глиной, чтобы дерево не заболело и не погибло. Не зря в
русской пословице говорится: «Берѐза плачет кровавыми слезами»
21. «Цветут ли деревья? »

Цель: объяснить детям, что деревья тоже цветут, но по-разному: на одних
появляются длинные серѐжки, а на других цветочки. Это значит, что деревья
проснулись от зимней спячки. Полюбоваться красотой деревьев, подойти
поближе к каждому дереву рассмотреть серѐжки и цветы.
22. «Лист зеленеет молодой»
Цель: обратить внимание детей на красоту весенних деревьев. Обратить
внимание на блестящие листики их яркий и сочный цвет, а также
рассмотреть их, они разные: маленькие, большие и резные. Майские жуки и
насекомые загудели возле зелѐных веток деревьев.
23. «Нагревается ли ствол берѐзы в жаркую погоду? »
Цель: показать, что в жаркую погоду ствол берѐзы не нагревается.
Если в жаркий день дотронуться до ствола берѐзы, то можно заметить, что
даже на солнце ствол берѐзы остаѐтся прохладным (попросить детей
потрогать ствол берѐзы и другого дерева руками). Объяснить, что
белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется
быстрее – чѐрная или белая ткань) .
Реализация проекта
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и
самоконтроля, анализа и рефлексии
весь материал был разделен на блоки: осень, зима, весна.
1 блок «Осень» - (сентябрь, октябрь, ноябрь)
беседы и наблюдения
- «Какие разные деревья»
- «Что есть у дерева» (ствол, ветки, листья)
- «Стройная берѐзка» - рассмотреть листья, ствол
- «Красивый клѐн» - рассмотреть листья, ствол
- «Рябинка» - отметить, что есть у рябины
- «Падают, падают листья»
- «Как деревья готовятся к зиме»
вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными,
сухими.

экскурсии и целевые прогулки
- Вокруг детского сада – обратить внимание на осенние деревья, находить
знакомые деревья
дидактические игры
- «Узнай дерево по листьям»
- «Лист, с какого дерева»
- «Найди такой же листочек».
- «Сколько в руке листьев березы? »
- «Какого цвета лист»
- «Найди лист по цвету (размеру, форме, величине) »
- «Разложи листья (чередование) »
- «Соберем гирлянду из листьев»
- «Найди самый большой лист (самый красивый) »
- «Что сначала, что потом»
игры по развитию речи
-«Осенние листья» - пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с
большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берѐзы,
листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберѐм, (загибают пальчики, начиная с большого)
маме осенний букет принесѐм (шагают по столу средним и указательным
пальчиками)
подвижные игры
- «Принеси лист березы»
- «Поймай листок»,
- «Найди и принеси красный (жѐлтый, зелѐный) лист»,
трудовая деятельность

- Сгребание сухих листьев в определенное место
- Сбор разноцветных листьев.
- Сбор опавших листьев вокруг деревьев
- Уход за поломанными ветками.
- Сбор плодов деревьев
продуктивная деятельность
- «Мое любимое дерево»-аппликация
- «Стройная берѐза» - рисование
- "Осенние листочки" - раскрашивание
- «Осень» - аппликация (коллективная работа)
для оформления группы:
художественная литературы
Мы — листочки,
мы — листочки,
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер — полетели.
Мы летали, мы летали —
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок —
Все уселись в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
Дом открыт со всех сторон.

В доме — тысяча колонн.
Над колоннами — шатры,
Под колоннами — ковры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах. (Лес.)
2 блок «Зима» - (декабрь, январь, февраль)
беседы и наблюдения
- «Почему на деревьях нет листочков»
- «Первый снег»
- «Деревья в инее»
- «Ясная, солнечная погода»
- «Метель»
- «Дерево – кустарник»
- «Деревья зимой»
- «Согреем деревья»
вывод: зимой деревья стоят голые, без листьев. Они отдыхают, спят,
набираются сил.
экскурсии и целевые прогулки
- Вокруг детского сада – обратить внимание на зимние деревья, находить
знакомые деревья.
дидактические игры
- «Назови дерево: береза, клѐн, рябина»
- «Найди дерево по описанию»
- «Найди дерево по ветке».
- «Загадай, мы отгадаем»
- «Найди дерево по семенам»
- «Собери пирамидку из листьев (по возрастанию) »
- «Разложи листочки по цвету» (по убыванию, возрастанию
- «Деревья, плоды, ягоды»
- лото «Сложи картинку», «Деревья и листья
игры по развитию речи

- «Дождик» - на координацию речи с движением, работа над темпом и
ритмом речи.
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два (Прыжок.)
Очень медленно сперва
(4 прыжка.)
А потом, потом, потом
(8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли
(Руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли.
(Руки полукругом над головой)
подвижные игры
- «Листопад»
Листопад! Листопад! (действия выполняют дети с желтыми листьями)
Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки!
Кружатся красивые красные листочки!
(действия выполняют дети с красными листьями)
Сели! (уселись и замерли, не шевелятся)
Прилетел легкий ветерок, подул (дуют)
Поднялись листья, разбежались. (разлетелись в разные стороны)
Закружились, закружились! (кружатся)
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и листочки медленно опускаются на землю
(садятся вначале жѐлтые, затем красные листья)
трудовая деятельность
- Сгребание снега к стволу дерева
- Очистка стволов от отмершей коры.

- Утепление корней деревьев и кустов снегом.
продуктивная деятельность
- «Зимнее дерево»- рисование
- "Деревья зимой" - рисование (коллективная работа)
для оформления группы:
- «Деревья в инее» - аппликация
- «Гроздь рябины»» - лепка (пластелинография)
художественная литературы
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
Стоят деревья в инее
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее —
То белое, то синее.
Под снегом спят кусты и сад,
И пруд, и огород.
Есть в лесу ложбина,
Там растѐт рябина.
Бусы, ягоды на ней
Словно россыпи огней.
Белая берѐза –
Машина сестричка
У берѐзы белой
Тоже есть косичка
Машенька к берѐзе
Белой подойдѐт,
Ленточку берѐзе
В косы заплетѐт
3 блок «Весна» - т (март, апрель, май)

беседы и наблюдения
- «Что нужно нашему дереву? »
- «Ещѐ в полях белеет снег… »
- «Набухшие почки»
- «Берѐзовый сок»
- «Деревья в цвету»
- «Первые листочки»
вывод: деревья просыпаются от зимней спячки, появляются листочки.
экскурсии и целевые прогулки
- Вокруг детского сада – обратить внимание на весенние деревья, находить
знакомые деревья
дидактические игры
- «Узнай дерево по коре»
- «Детка с ветки»
- «Опиши дерево/куст/» по мнимо карте:
название,
дерево или кустарник?
какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий.)
какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая.)
какого цвета и формы листья? (круглые, симметрично расположены листики
овальной формы, резные, вытянутые)
игры по развитию речи
- «Береза» на развитие речевого дыхания.
Береза моя, березонька (дети идут хороводом, взявшись за руки)
Береза моя белая,
Береза кудрявая (меняют направление движения.)
Стоишь ты, березонька, (встали, подъем рук вверх, вдох.)
Посередь долинушки, (опустили руки, выдох.)
На тебе, березонька, (подъем рук, вдох.)
Листья зеленые, (опустили руки, выдох.)
Под тобой, березонька, (подъем рук, вдох.)

Трава шелковая. (опустили руки, выдох.)
подвижные игры
- «Кто быстрее добежит до берѐзы (клѐна, рябины) ».
- «1, 2, 3 – к дереву беги»
- Физкультминутка «Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги ложатся
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются кружатся)
- Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише
Деревцо всѐ выше, выше
трудовая деятельность
- Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев
- Удаление поврежденных и сухих веток
- Сбор поломанных веток на участке.
- Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников
продуктивная деятельность
- «Ветка в вазе» - рисование
для оформления группы:
- "Праздник берѐзки" - аппликация из ткани
- "Русская берѐзка" - бисероплетение
художественная литературы
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы.)

Набухают почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои.
Г. Ладонщиков
Эти маленькие почки
Распечатает весна.
А пока в них спят листочки
И растут во время сна
Распускается весной
Клѐн нарядный – лист резной
Каждый листик, как звезда
Клѐн узнаешь без труда


Наверх

Сайт использует файлы cookie.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».